Пандус для детских колясок: требования, размеры

Какой сделать пандус в доме

Какой сделать пандус для инвалидов? Наиболее распространены следующие виды подъемных конструкций:

Стационарные пандусы

Стационарные пандусы – это несъемные конструкции, которые рассчитаны на эксплуатацию продолжительное время. Устанавливаются чаще всего снаружи здания. Как правило, представляют собой две полосы металлического швеллера, уложенные параллельно друг другу и оснащенные поручнями. Может также изготавливаться из бетона. Какой пандус дешевле – металлический или бетонный, зависит от его размеров, формы и необходимости выполнения вспомогательных работ при монтаже.

Откидные пандусы для колясок

Откидной пандус для колясок – подвид стационарных изделий, который может “откидываться”, освобождая проход или лестничный марш. Обычно их используют в подъездах, частных домах и других местах с ограниченным пространством, где несъемная модель помешала бы свободному передвижению людей. Это один из самых простых способов установки пандусов в многоквартирных домах старого фонда, в которых они не были предусмотрены проектом.

Устройство пандуса
Конструкция крепится к стене или перилам, идущим вдоль лестницы, при помощи петель, щеколд и прочих замков. Для спуска или подъема коляски достаточно освободить защелку и уложить пандус на лестничный марш. Такая установка пандуса в жилом доме – оптимальное решение, когда места на лестнице совсем мало. Но как уже писали выше, установка откидного пандуса находится в ведении управляющей компании. Самовольно смонтированные конструкции должны быть демонтированы.

Видео: откидной пандус в подъезде

Посмотрите видео, как сделать пандус для инвалидной коляски с откидным механизмом, чтобы наглядно увидеть принцип работы.

Съемные пандусы

Съемные пандусы отличаются своей мобильностью и гибкостью в эксплуатации. За счет маленького размера, складной конструкции и легких материалов без труда транспортируются в детских или инвалидных колясках. По типу устройства пандуса различают три категории :

  • раздвижные телескопические;
  • рампы – пандусы для порогов;
  • ролл-пандусы.

Этот вариант подойдет, когда установка пандуса для колясок невозможна или в качестве временного варианта в ожидании стационарной конструкции.

Телескопический пандус

Телескопический пандус представляет собой две аппарели, которые способны раздвигаться, увеличивая свою длину в 2 и более раз. В собранном состоянии изделие занимает минимум места. Очень удобен для преодоления парапетов, лестниц, подъема колясок в автомобиль и других целей. Установка телескопического пандуса – дело пары минут. Зато его использование намного повышает мобильность человека с ограниченными возможностями, позволяя преодолевать всевозможные препятствия.

Модели отличаются между собой максимальной длинной аппарелей, грузоподъемностью и шириной направляющих. Так, в сложенном виде раздвижной пандус может выдерживать до 400 кг.

Рампа – пандус для порогов

Рампа для колясок имеет сравнительно небольшие размеры и предназначена для преодоления порогов, бордюров и прочих небольших препятствий. Складной пандус отличается легкостью конструкции и быстротой установки. Если вы интересуетесь, как сделать пандус для инвалидной коляски в частном доме своими руками, то подобная рампа будет самой простой в изготовлении конструкцией.

Ролл-пандус

Ролл пандус имеет высокотехнологичный каркас, который может сворачиваться, как коврик. В сложенном состоянии такое изделие практически не занимает места. В доме, где есть маленький ребенок, может применяться как пандус для детских колясок.

Видео: ролл-пандусы в деле

Установленные требования к монтажу устройства

СНиП от 2001 года указывает перечень требований к установке оборудования для удобства использования конструкции. Необходимость пандуса возникает, когда перепад высот превышает 4 см. Конструкция при небольшом угле подъема может быть прямой. Если угол наклона превышает 5%, устанавливают поворотные конструкции с площадкой для отдыха. Такой промежуток необходим и при наличии пандуса длиннее 9 м. Отсутствие площадки затрудняет передвижение маломобильного гражданина, и пандус подлежит изменению. При отсутствии возможностей максимальный угол наклона составляет 10%.

Перед проектированием конструкции следует обратить внимание на технические требования:

  • в прямой конструкции ширина и длина площадки должны быть минимум 90 и 140 см соответственно;
  • если ширина пандуса больше 3 м, его следует оборудовать дополнительными перилами по центру;
  • площадка для отдыха у пандусов с поворотом должна быть в форме квадрата со стороной 140 см;
  • двусторонняя конструкция должна иметь минимальную ширину 140 см и длину 150 см;
  • длину увеличивают до 180 см, а ширину — до 150 см при повороте в 180⁰;
  • прямоугольная форма пандуса обязательна;
  • пандус для инвалидов должен быть оборудован одинарными или парными поручнями;
  • поручни выступают на 30 см с обеих сторон конструкции;
  • верхняя часть поручня не выше 90 см;
  • деревянное устройство запрещено устанавливать из-за легкой воспламеняемости;
  • перила должны быть параллельны пандусу;
  • ширина металлического профиля для перил — 40 см;
  • конструкция не может преграждаться иными сооружениями;
  • сторона конструкции, не прилегающая к стене, должна быть ограничена бортиком в 5 см во избежание падения колясок.

Особенности установки пандуса

После того, как власти одобрили установку пандуса, нужно связаться со строителями и согласовать дату проведения монтажа. В это время желательно быть дома. Инвалидам и другим заинтересованным лицам необходимо посмотреть, насколько комфортным будет наклон, не помешает ли открытая дверь движению коляски

Очень важно проконтролировать, чтобы конструкция была удобной, ведь переделка – процесс долгий и трудоемкий

Зачем нужны пандусы

Многие ваши соседи по подъезду имеют сложности с подъемом по ступенькам. Разумеется, в их числе люди, вынужденно передвигающиеся на коляске, с ходунками или с тростью. Молодые мамы, ежедневно гуляющие с младенцами, дополняют эту группу. Дети постарше пользуются пандусами, чтобы вывести самокат или велосипед, а отделочникам и доставщикам мебели, пандусы помогают заносить тяжелые грузы. И это только самые очевидные потребности.

Если совсем просто, то пандусы нужны, чтобы сделать комфортней жизнь всего населения многоквартирного дома. Это не прихоть жильцов или управляющей компании — требования к наличию и обустройству пандусов давно закреплены законодательно.

Общие требования к пандусам

Ниже в виде тезисов приведены основные требования к пандусам. Хотелось бы напомнить, что законодательство обновляется, поэтому перед монтажом пандуса стоит проконсультироваться с подрядчиком и убедиться в его компетентности.

Итак, в настоящий момент, пандусы должны соответствовать следующим параметрам:

Нормативная база, регламентирующая обустройство пандусов

Конвенция ООН по правам инвалидов — ратифицирована Россией в 2012 году. Гарантирует инвалидам беспрепятственный и равный доступ к инфраструктуре, транспорту и жилью.

Конституция Российской Федерации — гарантирует социальную защиту и достойные условия жизни малозащищенным слоям населения.

Федеральный закон №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов» — гарантирует право людей с ограниченными возможностями на свободное посещение общественных мест. Дополнен в 2016 году положениями о создании комфортной среды для инвалидов, в том числе обустройство объектов недвижимости пандусами и перилами.

Постановление Правительства РФ от 09.07.2016 N 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» — содержит требования к доступности жилых помещений и общего имущества МКД для жильцов-инвалидов.

Программа «Доступная среда» 2009 г. — предполагает обеспечение к 2020 году безбарьерной среды ко всей городской инфраструктуре. Работает на уровне регионов, требует строительство пандусов, конструктивно соответствующих специально разработанным нормативам по размерам, уклону, покрытию, освещению и т.д.

ГОСТ Р 51261-99 «Устройства опорные стационарные реабилитационные» 1999 г. — описывает требования к поручням, стойкам, ручкам опоры в общественных местах (в том числе и к поручням, дополняющим пандусы).

СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» — в числе прочих сведений содержит подробную информацию по видам, внешнему виду, размерам, уклону и оборудованию пандусов.

СП 59.13330.2012 Свод правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» — дополненная версия названного выше СНиПа (не отменяющая его правомочности). Подробно описывает нормативы строительства пандусов перед подъездами, на пешеходных переходах, их маркировку текстурой и цветом и т.д.

Мы обозначили лишь основные документы и требования, но это не исчерпывающий список. В каждом регионе имеются свои документы, регламентирующие монтаж и обустройство пандусов, разработанные с учетом региональной специфики.

Черт.3

Схема установки коляски на стенде «Бегущая дорожка»

1 — держатель ручки коляски с демпфирующим устройством; 2 — транспортерная лента; 3 — неровности; 4 — груз; — база шасси коляски; — межосевое расстояние между рольгангами стенда; ; =100 мм

Черт.3

Методика проведения испытаний

1. Скорость движения транспортерной ленты 0,9-1,1 м/с.

2. Неровности устанавливают на транспортерной ленте с шагом 160 мм по схеме, приведенной в п.3. При этом неровности на правой и левой дорожках должны быть смещены относительно друг друга на 80 мм. Форма неровностей — полуцилиндр с диаметром . Неровности допускается закреплять на технологических планках или непосредственно на транспортной ленте.

3. Число и схема установки неровностей.

Номера неровностей Высота неровностей , мм Число неровностей Схема расположения неровностей (порядковый номер)
1 5 10 1-5; 32-36
2 10 10 6-10; 27-31
3 15 10 11-15; 22-26
4* 20 4 16-17; 20-21
5* 25 2 18-19

_________________ * При испытании колясок всех типов, имеющих ограничение по массе (облегченные), и типа КО (массой не более 9 кг), эти неровности снимаются.

4. Коляску устанавливают на транспортерную ленту, ручку коляски закрепляют в держателе. Держатель закреплен шарнирно.

5. В кузове коляски размещают и закрепляют равномерно распределенный груз: 15 (20) кг — для колясок, имеющих ограничение по массе; 20 (30) — для остальных типов.

6. Кратковременным включением стенда проверяют положение закрепленного груза и устойчивое положение коляски на ленте (дорожке). При смещении коляски в какую-либо сторону устанавливают боковые растяжки.

7. Приводят в движение транспортерную ленту. Цикличность визуального наблюдения за работоспособностью коляски — 3 ч.

8. Коляску считают выдержавшей испытания, если после испытания на стенде колясок типов: КЗ в течение 15 ч, КО в течение 20 ч, КК в течение 30 ч не обнаружено поломок и дефектов, за исключением естественного износа шарнирных элементов и трущихся поверхностей, не приводящих к выходу на строя самой коляски.

Черт.3

Схема установки коляски на стенде «Бегущая дорожка»

1 — держатель ручки коляски с демпфирующим устройством; 2 — транспортерная лента; 3 — неровности; 4 — груз; — база шасси коляски; — межосевое расстояние между рольгангами стенда; ; =100 мм

Черт.3

Методика проведения испытаний

1. Скорость движения транспортерной ленты 0,9-1,1 м/с.

2. Неровности устанавливают на транспортерной ленте с шагом 160 мм по схеме, приведенной в п.3. При этом неровности на правой и левой дорожках должны быть смещены относительно друг друга на 80 мм. Форма неровностей — полуцилиндр с диаметром . Неровности допускается закреплять на технологических планках или непосредственно на транспортной ленте.

3. Число и схема установки неровностей.

Номера неровностей Высота неровностей , мм Число неровностей Схема расположения неровностей (порядковый номер)
1 5 10 1-5; 32-36
2 10 10 6-10; 27-31
3 15 10 11-15; 22-26
4* 20 4 16-17; 20-21
5* 25 2 18-19

_________________ * При испытании колясок всех типов, имеющих ограничение по массе (облегченные), и типа КО (массой не более 9 кг), эти неровности снимаются.

4. Коляску устанавливают на транспортерную ленту, ручку коляски закрепляют в держателе. Держатель закреплен шарнирно.

5. В кузове коляски размещают и закрепляют равномерно распределенный груз: 15 (20) кг — для колясок, имеющих ограничение по массе; 20 (30) — для остальных типов.

6. Кратковременным включением стенда проверяют положение закрепленного груза и устойчивое положение коляски на ленте (дорожке). При смещении коляски в какую-либо сторону устанавливают боковые растяжки.

7. Приводят в движение транспортерную ленту. Цикличность визуального наблюдения за работоспособностью коляски — 3 ч.

8. Коляску считают выдержавшей испытания, если после испытания на стенде колясок типов: КЗ в течение 15 ч, КО в течение 20 ч, КК в течение 30 ч не обнаружено поломок и дефектов, за исключением естественного износа шарнирных элементов и трущихся поверхностей, не приводящих к выходу на строя самой коляски.

Крепление откидного пандуса

Не для всех домов подходит стационарный пандус. Для этого можно выбрать откидной вид. Он будет лучшим выбором для подъездов с шириной лестницы меньше 160 см.

Технология установки практически такая же как и у стационарной. Размещенная конструкция будет удобной для передвижения.

К преимуществам откидного пандуса относят:

  • Возможность установки на любой лестнице. При отсутствии пространства около стены, ее крепят на ступеньках и перилах;
  • Подобны стационарным моделям, нужно лишь перевести его в открытое положение;
  • Когда конструкция в закрытом виде, то она не мешает людям;
  • Эксплуатируется изделие очень легко: для открывания и закрывания требуется не больше 10-15 секунд.
  • Небольшой вес. Конструкция будет удобна для молодых мам, которым нужно постоянно вывозить детский транспорт;
  • Для изготовления используется оцинкованная сталь, поэтому изделие смотрится оригинально. Материал надежный и не нуждается в особом уходе. Создается конструкция по ГОСТу.

Обычно используются полозья с размерами 40*190*40. Поскольку изделие будет лучше стандартного, то оно применяется для разных моделей детского транспорта.

Закон регулирует принципы крепления конструкции.

При установке пандуса в домах нужно соблюдать следующие правила:

В качестве материала не может использоваться керамическая плитка. Так как она скользит, то это опасно для здоровья.

Выбирать материал нужно на основе участка крепления, поскольку в разных местах условия эксплуатации отличаются. Должны быть параллельные поручни без острых граней. Угол размещения конструкции необходим не больше 8 градусов;

  • Если выбирается стационарный вид, то перед и за ним должна быть площадка. Только при установке по всем требованиям передвижение по поверхности будет безопасным;
  • Обязательно должны быть перила, благодаря которым упрощается процесс спуска и устраняется травмоопасность;
  • Установочные работы выполняются на основе СНИПа. Это позволяет защитить людей от возможности травмирования.

При изготовлении приспособлений учитываются типы транспорта, чтобы подъем и спуск был легким. В некоторых случаях изделие изменяют под параметры лестницы, но это нужно только для облегчения пользования конструкцией;

Во время проектирования необходимо учесть много факторов, в том числе и угол установки.

Варианты пандусов для детских колясок

Для беспрепятственного проезда детской коляски по лестничным пролетам, преодоления небольших ступеней и высоких входных площадок жилой дом может быть оборудован одним из 4-х видов пандусов:

Итак, чтобы в подъезде дома не занимать ценнейшие метры, лучше всего выбирать именно откидной вариант пандуса для детских колясок. Доступная цена, любая длина, а также портативное навесное расположение в сложенном виде — все это неоспоримые доводы в пользу именно откидного пандуса.

При выборе инвентарных, так называемых переносных пандусов, нужно брать во внимание их вес и габариты. Так как при ежедневных прогулках родителям, а иногда и бабушкам с дедушками, нужно будет по несколько раз в день их устанавливать и переносить

Но в использовании переносных пандусов есть свое неоспоримое преимущество – съёмные пандусы можно использовать на нескольких маршах.

Широкий, изготавливается по индивидуальным размерам, может быть любой длины и иметь ограждения. Соответствует нормативам.

Требует наличия свободного пространства, площадок для въезда, имеет максимальную грузоподъёмность.

Относится к дорогому ценовому сегменту.

Состоит из 2 стандартных полозьев шириной 190 / 200 мм, или 2 разношироких аппарелей — 190 и 410 мм. Полозья соединяются между собой перемычками. Общая ширина пандуса — 680 / 700 мм или 910 мм (у разношироких полозьев). Может иметь любую длину. Ширина между швеллерами может изменяться под ширину колёсной базы, но ширина самих полозьев стандартная.

Опирается на все ступени марша, простой и удобный в эксплуатации, в откинутом виде не занимает места и не мешает передвижению по лестницам другим жителям.

Состоит из одной сплошной платформы, которая легко складывается по длине (может также складываться и по ширине). Подходит для всех типов детских колясок, но при этом имеет стандартную ширину 700-750 мм и ограниченную длину (как правило, до 2,5 м), поэтому это вариант для невысоких входных площадок или лестничных маршей

Применяется на невысоких лестничных маршах и входных площадках. Переносной, не требует монтажа. Требуется место для хранения.

Относится к средней ценовой категории.

Состоит из 2 развижных полозьев, совместим с большинством типов детских колясок, но при этом имеет стандартную ширину полозьев и ограниченную длину (как правило, до 3-3,6 м).

Достаточно лёгкий в переноске, не требует монтажа. Требуется место для хранения.

Относится к средней ценовой категории.

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

3.1. Коляски должны быть продольно устойчивы на горизонтальной плоскости с подвешенным грузом:

на торце закрытого кузова — 10 (15) кг;

на крайних точках спинки и подножки открытого кузова — 5 (10) кг.

3.2. Коляски должны быть поперечно устойчивы на плоскости с уклоном 10° с подвешенным грузом:

на боковине закрытого кузова — 10 (15) кг;

на расстоянии 120 мм от боковины открытого кузова — 5 (10) кг.

3.3. Механизм блокировки должен срабатывать во всех блокирующих устройствах (кроме тормозного устройства, накидного кольца или втулки и замка на страховочном ремне) при приложении силы от 3 до 8 кгс. Сила должна прикладываться в месте, предусмотренном для этого (к рукоятке детали, узлу коляски, приводящих в движение механизм блокировки). Если механизм блокировки приводится в движение ногой, то верхнее ограничение силы снимается.

3.4. Крепление съемного кузова к шасси должно иметь двойную блокировку, не допускающую самопроизвольного срабатывания крепящего устройства из рабочего положения.

3.5. У колясок типа КЗ, КК, имеющих складываемую ручку для управления коляской, должен быть ограничитель хода ручки при ее складывании (накидное кольцо или другое блокирующее устройство), исключающий травмирование ребенка. Стопорный путь накидного кольца должен быть не менее 30 мм. При случайном срабатывании фиксатора ручки ограничитель не должен отпустить ручку дальше вертикального ее положения.

У коляски типа КО должен быть фиксатор, удерживающий ее в сложенном положении.

3.6. Тормоз должен удерживать заторможенную коляску с равномерно распределенным в кузове грузом 15 кг на плоскости с уклоном не менее 10°.

Управление тормозом (рукоятка, педаль) должно быть недоступно для ребенка, находящегося в коляске, и быть удобным в управлении.

3.7. Закрытые съемные кузова должны быть снабжены приспособлениями для их переноски (скобы, ремни, ручки). Приспособления должны выдерживать нагрузку 30 кг в течение 30 мин.

3.8. Имеющиеся в закрытом или открытом кузовах ремни безопасности, закрытые на замок, должны выдерживать нагрузку 15 кг в течение одной минуты, а также должны регулироваться по длине.

3.9. Подножка должна выдерживать нагрузку 20 кг в течение 3 мин.

3.10. Применяемые синтетические (обивочные и конструкционные) материалы для кузовов должны быть согласованы с органами Госкомсанэпиднадзора России.

Уровень запаха внутри коляски с закрытым кузовом не должен превышать двух баллов по методике Госкомсанэпиднадзора России, утвержденной в установленном порядке.

3.11. Одна из обивок закрытого кузова должна быть водонепроницаемая.

Набивка открытых кузовов должна быть изолирована от проникания в нее влаги или быть легко съемной для просушки.

3.12. У шинки должна быть прочная посадка на обод колеса. Шинка не должна соскакивать при движении вперед и назад по окружности диаметром 1,8-2,0 м.

3.13. Коляски, их сборочные единицы, детали и отделка должны быть без острых углов, кромок и заусенцев.

3.14. Коляски должны быть надежными в эксплуатации и после испытания на стендах КЗ — в течение 15 ч, КО — в течение 20 ч и КК — в течение 30 ч (см. приложение) не иметь поломок и деформаций.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий