Почему брусчатка теряет свой вид уже через год: хитрости укладки

Вехи истории

Мощение брусчаткой Габрро

До появления асфальтового покрытия, основным материалом для мощения пешеходных дорожек, площадей и проезжей части был булыжник и брусчатка. В некоторых городах до сих пор сохранились старые каменные мостовые, возраст которых исчисляется столетиями. Долговечность такого покрытия проверена временем.

К сожалению, в 20 столетии мощёные дороги были демонтированы или покрыты слоем асфальта. Наступила новая эра в автодорожном строительстве: себестоимость и трудозатраты при укладке асфальтового полотна оказались на порядок ниже.

Однако сегодня, брусчатка вновь обрела утраченную сто лет назад популярность. И этому есть простое, логическое объяснение – мощёные дорожки выглядят гораздо красивее, срок службы у них на порядок дольше, а укладка брусчатки не составляет особого труда. Единственный недостаток такого покрытия – цена.

Попытки удешевить себестоимость работ и материалов принимались на протяжении многих столетий. Одним из наиболее удачных решений стало изготовление клинкерной брусчатки. Новаторами такого производства были голландцы. Именно они, в начале 19 века, первыми вымостили двенадцати километровый участок дороги клинкерным полнотелым кирпичом. Вскоре большинство стран Старого Света стали использовать такую технологию. В Западной Европе мощение тротуарной плиткой дорог и площадей не теряло актуальность вплоть до середины прошлого века.

Для изготовления клинкерной брусчатки/кирпича применяли тугоплавкие сорта глины. Формованные изделия высушивали, а затем обжигали в печах при высокой температуре (1350 – 1580 С). Удивительно, но для получения клинкера различных цветов красители не использовали. Цветовая палитра расширялась за счёт смешения разных видов глин, обдува кислородом, изменения температурного режима при обжиге.

На территории российской империи первый завод по производству кирпича «звончака» появились в 1779 году. Но, несмотря на то, что сняли с производства дорожный клинкер почти через 200 лет, в 1976 году, широкого распространения за это время он не получил.

В нашей стране фигурные тротуарные элементы из цемента оказалась более востребованной.

Рекомендации по уходу за плиткой в летний период

Защита от влаги. Зоны вокруг бассейнов и других мест с высокой влажностью рекомендуется обрабатывать специальными водоотталкивающими пропитками. Такие составы создают на поверхности плитки гидрофобный слой, который удерживает влагу, предохраняя материал от её негативного воздействия.

Цемент

При укладке основания для плитки и установке бордюров используется цемент. Необходимо очищать наплывы и пятна цемента до их высыхания, так как потом удалить его будет намного сложнее.

Если это произошло, загрязненные места смачиваются водой и посыпаются солью – он разрыхляет раствор, после чего его можно вычистить с плитки при помощи металлических щеток (вручную или с использованием электроинструмента с абразивным кругом).

Следы бензина, потеки машинного масла

Для очистки покрытия от перечисленных видов загрязнений используются специальные реагенты, которые растворяют нефтепродукты.

Жевательная резинка

Один из распространенных видов «бытовых» загрязнений пешеходных зон. Удаляется при помощи металлического скребка и щетки, для очистки также могут быть использованы моющие средства.

Следы от автомобильных и велосипедных шин

Если плитка имеет специальное влагостойкое покрытие, то для удаления таких следов применяют обработку паром, а остатки загрязнений удаляют с помощью средств механической очистки.  

В том случае, если необходимо удалить следы от протекторов на плитке без защитного покрытия, то используется смесь моющих средств.

Ржавчина

Такие виды загрязнений появляются в результате долгого контакта бетонного покрытия с предметами из металла – трубами, листами, арматурой и т.д. Для выведения с поверхности покрытия следов коррозии используются специальные средства, содержащие соляную кислоту – агрессивного реагента, который разъедает частицы ржавчины.

Масляные и алкидные краски

Для удаления капель и потеков краски с тротуарной плитки применяются механические абразивные средства. Для более качественной очистки затем производится обработка при помощи растворителей.

Нужно отметить, что периодическая «профилактическая» уборка позволяет удалять с поверхности плитки малозаметную грязь, которая со временем проникает в структуру материала, меняет его цвет и ухудшает внешний вид. Частый (2-3 раза в неделю) уход сохраняет изначальный цвет тротуарного покрытия и увеличивает срок эксплуатации.

Площадка под машину из тротуарной плитки — как выбрать тип основания

На этот момент нужно обратить особое внимание, так как от выбранного вида будет зависеть прочность всего покрытия. Под автомобиль можно использовать:

  • Бетонное основание. При монтаже на бетон поверхность надежно фиксируется и отличается высокой прочностью. Но на подобное обустройство нужно хорошо потратиться и если допустить ошибки при установке, то возможно разрушение поверхности морозами (при условии слабой системы водоотвода).
  • Песчано-щебеночную основу. Песок и щебень справляются с любыми нагрузками и упрощают просачивание поды в почву.
  • Песчано-цементную смесь. Еще один вариант монтажа искусственного камня, подразумевающий полную фиксацию поверхности.

Оптимальным выбором в отношении цены и способности удерживать вес является песчано-щебеночная основа. При ее обустройстве должна использоваться хорошая затирка для тротуарной плитки.

Плиточная укладка

Плиточная укладка на асфальт делается по типовой технологии, исключительно в качестве подсыпки применяют цементно-песчаную смесь, без щебня. Асфальтированная поверхность имеет свою щебневую подсыпку, благодаря этому дополнительно упрочнять основание не надо.

Асфальтовое покрытие имеет собственную подсыпку

Приготовления для основы

Если асфальтированная поверхность крепкая и ровная, можно сразу приступить к засыпке 10-сантиметрового песочного слоя. После разравнивания его уплотняют с помощью трамбовки. Лучше применять вибрационную плиту с системой системы капельного полива, так как она дает возможность одинаково уплотнить песок.

Виды укладки брусчатки

  • Прямоугольник. Самый простой способ, подходящий для начинающих. При нем берутся прямоугольные бруски и укладываются так, чтобы один брусок наполовину заходил на другой. Это достаточно легко, но обеспечивает необходимое сцепление. При этом можно сделать так, чтобы образовывался узор – шахматный, кресты или зигзаги.
  • Елочка. При этом способе берутся две плитки и укладываются под углом друг к другу, чтобы получилась «стрелка». Можно делать такие «стрелки» разных цветов, уходящими вдаль.
  • Плетенка. При этом способе чередуются в разном порядке линии разных цветов. Так, чтобы они сходились и расходились к центру, например, или чтобы пересекали друг друга, переплетаясь.
  • Ромб. При этом способе повторяется то же самое, что при прямоугольном, но плитки выгладываются под углом в 45 градусов к ограничителю.
  • Сложные узоры. Для них приобретается брусчатка сложных форм, которая специально сделана для того, чтобы её можно было красиво выложить.

Варианты укладки брусчатки

Правила трамбовки с помощью виброплиты

Каждый строительный материал имеет свои свойства и характеристики, которые необходимо учитывать, выбирая массу виброплиты. В зависимости от массы виброплиты бывают:

  1. Легкое оборудование с весом до 75 кг подходит для утрамбовки грунта и сыпучих составов слоем до 15 см. Применяется для укладки различных видов тротуарной плитки, при подготовке садовых площадок, дорожек.
  2. Универсальные модели с весом 75-90 кг используются для сыпучего материала, слой которого не превышает 25 см. Этот вид оборудования востребован при частичном ремонте дорог и укладке асфальта.
  3. Оборудование средней тяжести с весом от 90 до 140 кг используется на площадках, где слой материала составляет до 60 см. Такая техника используется для уплотнения засыпки котлованов и траншей, при строительстве дорожных насыпей.
  4. Тяжёлое виброоборудование с массой больше 140 кг. Технику используют для тех же работ, что и оборудование средней тяжести.

Технология кладки плитки на асфальтовое покрытие

Необходимые инструменты и материалы:

  • песок (лучше мытый речной);
  • цемент сухой;
  • вода;
  • правило;
  • грабли.

Чтобы было легче выдержать одинаковую толщину на всем участке, можно воспользоваться направляющими из трубок. Граблями равномерно распределяем смесь по размеченному участку.

Перед тем как положить плитку на асфальт, необходимо подготовить территорию. Прежде всего нужно насыпать слой песка толщиной около 5-10 см. С помощью этого можно выровнять всевозможные выбоины, выступы и другие неровности на старом покрытии. Далее песок необходимо аккуратно разровнять, при помощи граблей и правила, а уплотнить его можно, полив водой из лейки. После этого не будет лишним насыпать слой из специальной смеси цемента и песка, которая продается в готовом виде в строительном магазине. Однако дешевле будет приготовить такую смесь самостоятельно. Для этого нужно взять песок с цементом из расчета 3:1 и тщательно перемешать. Слой следует укладывать толщиной не более 5 см, после чего его также можно сбрызнуть водой. Когда смесь схватится, она будет лучше держать тротуарную плитку и не позволит ей смещаться.

Технология заливки бетонной стяжки

Материалы и инструменты, необходимые для стяжки:

  • цемент;
  • песок;
  • щебень;
  • вода;
  • ровные и длинные доски;
  • правило.

Чтобы плиточное покрытие не расползалось в стороны, его желательно закрепить бордюрами. Их устанавливаем на бетонную подушку по краям площадки или дорожки.

Если асфальт настолько бугристый и неровный, что слой песка не помогает решить проблему, то остается только уложить на площадку бетонную стяжку, толщина которой должна быть 10 см и более. Заливка готовится из смеси цемента, песка и щебня. Материалы необходимо взять из расчета 1:3:2. Перед началом проведения работы можно установить опалубку из досок по всему периметру участка. Эта мера необходима во избежание расползания и растекания стяжки в стороны

Важно знать, что опалубка должна быть такой же высоты, как и будущая заливка. Через 2-3 дня закрепленные доски убираются, а края стяжки засыпаются грунтом, что поможет избежать сколов

После этого на бетон можно положить плитку, соблюдая при этом технологию.

Чтобы избежать образования пустот под покрытием и дальнейшего обрушения, нужно просверлить асфальт перфоратором в нескольких местах. Причем чем больше таких отверстий, тем лучше. Эта небольшая хитрость позволит воде не скапливаться в слоях основания, а уходить в землю

Также важно знать, что, прежде чем уложить тротуарную плитку на старое покрытие, необходимо заранее собрать информацию о возрасте асфальта и его качестве. Дело в том, что по внешнему виду нельзя точно определить состояние его основания

Окончательно пришедший в негодность асфальт лучше все же демонтировать. В противном случае сложного и дорогостоящего ремонта не избежать.

Если, укладывая плитку на асфальт, соблюдать все необходимые технологии, то имеется возможность не только сэкономить время и силы, но и избежать лишних финансовых затрат в процессе демонтажа. Кроме того, строго следуя всем инструкциям, можно заставить старое покрытие работать в роли дополнительного укрепления, что, несомненно, увеличит срок службы новой дорожки.

Правильная эксплуатация

Чтобы брусчатка служила Вам долгие годы без потери своего внешнего вида, необходимо помнить следующее:

В зимних условиях нужно по возможности нужно противодействовать образованию наледи. Для этого нужно удалять свежевыпавший снег при помощи метлы или деревянной лопаты.

Если избежать образования наледи не удалось — ни в коем случае не надо убирать её с помощью металлического лома. Нужно либо просто посыпать её песком, либо использовать специальные противогололёдные реагенты, способствующие таянию льда.

При осуществлении уборки территорий, покрытых брусчаткой, при помощи спецтехники — нужно помнить, что рабочие органы спецтехники, соприкасающиеся с лицевой поверхностью брусчаточного покрытия, должны быть обрезинены.

Правильный выбор тротуарной плитки под машину: толщина, размеры

Когда выполняется укладка тротуарной плитки под автомобиль своими руками или возле дома, нужно понимать, что на покрытие будет воздействовать достаточно большая масса (около 1,5 тон при наличии легкового автомобиля). Именно поэтому нужно покупать бетонные изделия с правильными габаритными характеристиками.

Толщина

Оптимальным выбором станет материал с шириной в пределах 50-80 мм (). Меньшее значение подойдет для парковки миниатюрного авто, а большее при наличии грузовика.

Получить максимально прочную поверхность разрешает укладка тротуарной плитки серого цвета – в ее составе нет закрашивающего пигмента, снижающего способность структуры противостоять высоким давлениям.

Размеры

Чем меньших размеров устанавливаются модули, чем дольше каждый из них прослужит – нагрузка будет распределяться по всей площади. Именно поэтому площадка под машину из тротуарной плитки должна выкладываться из элементов не больше 30х30.

Для сооружения стоянки или места заезда автотранспорта можно применять только вибропрессованные изделия. В некоторых ситуациях может применяться вибролитье, но срок службы будет меньше.

Устройство и принцип действия

Основная часть виброплиты состоит из тяжелой площадки с установленным на ней эксцентриком, который крутится за счет мотора. Моторы бывают: дизельный, бензиновый, электрический. При наличии последнего (электрического), эксцентрик встроен, он может быть отрегулирован. Если же на оборудовании стоит топливный мотор, эксцентрик идет отдельно и соединяется с конструкцией ременной передачей.

Популярная из трех видов – это бензиновая виброплощадка, так как она не требует постоянного питания. Электрический вариант дешевле, но он не может работать автономно. Во время работы электрической виброплиты, приходится часто смачивать грунт водой, что может негативно сказаться на работоспособности техники.

Основные показатели виброплиты – это масса и площадь. От этих характеристик напрямую зависит мощность двигателя, а также то, насколько плотно и глубоко будет прижимать материал. Сила, с которой механизм давит на грунт определяется коэффициентом вибрационного усилия. Огромные и мощные виброплощадки могут уплотнить грунт глубже чем на 90 см.

Виброплита может передвигаться с помощью вибрации. Здесь важным моментом является соотношение мощности мотора и веса самого агрегата. Учитывайте это при сборке виброплиты своими руками. Помните, что нормальное соотношение 5 л. с. (примерно 3,5 кВт) на 100 кг веса виброплощадки.

Можно изменить направление движение агрегата, при наличии функции реверсивного вращения, она обязательно должна быть на аппаратах, вес которых превышает 100 кг. Если у вас не тяжелая техника, то можно развернуть ее вручную.

Укладка тротуарной плитки на асфальт – основные способы

Существует два способа укладки плитки поверх асфальтного слоя:

  1. С трамбовкой элементов покрытия.
  2. Без трамбовки элементов покрытия.

При первом способе, составляющие элементы устанавливают и молотком утрамбовывают плитку. При этом обязательно нужно следить за уровнем. Второй способ подразумевает, что элементы не утрамбовывают, а устанавливается резиновый лист под вибротрамбовку, и фиксируется каждый элемент. При таком подходе все элементы получаются на одном уровне.

Подготовка основания под кладку

Основание под плитку готовится в следующем порядке:

  • Выполняется засыпка, трамбовка и выравнивание песка;
  • Осуществляется засыпка песчано-бетонной смеси;
  • Выравнивание площадки по маякам.

Если поверхность ровная, то можно начинать подготовку основания. Первым насыпается песок. Его слой составляет 10 см. Песком равномерно выравнивают всю поверхность и утрамбовывают виброплитами с оросителем, получая идеально уплотненный песок.

Чтобы получить идеально ровную площадку, используют маяки. Для этого, по уровню натягивается леска, а в песок вставляются металлические профили (подойдет СД-профиль или гипсокартон). Между профилями засыпают песчано-цементную смесь, которую уплотняют и выравнивают правилом по маякам. Маяки вытаскиваются, пустоты выравниваются. По завершению этой работы можно переходить к следующему этапу.

Бетонирование

Бетонирование выполняется с учетом состояния асфальта. Если на поверхности есть неровности, уклоны или ямы, то нужно выполнить бетонную стяжку. Перед началом бетонной стяжки, предусмотрите наличие дренажной системы.

Порядок организации дренажной системы следующий:

  1. Готовятся обрезки асбестовой трубы диаметром примерно 63 мм.
  2. В асфальтном покрытии делается сквозное сверление. Для этого берется толстый бур, что позволит получить максимально широкие отверстия (чтобы стали трубы). Частота отверстий – одно сверление на одном метре квадратном.
  3. На подкладках ставится армирующая сетка.
  4. По маякам заливается бетон. Его слой составляет 10 см. Трубы должны оказаться на поверхности стяжки. Когда бетон застынет, трубы срезаются вровень полученной поверхности.

Окончательную прочность  бетонное основание наберет почти через месяц, точнее через 28 суток.  По истечению этого времени засыпается песок и цементно-песчаная смесь, после чего укладывается плитка.  Песок заполнит отверстия и даст возможность влаге проступать в грунт, минуя асфальт. При этом плиточное покрытие будет служить долго и не зависеть от перепада температур.

Процесс укладки

До начала укладки нужно натянуть леску вдоль боковых (длинных) сторон дорожки (площадки), расположенных напротив друг друга. После этого взять кусок лески с длиной, слегка превышающей ширину площадки, и привязать к ее концам колышки. Этот отрезок устанавливается поперек площадки по (маяковым) лескам и передвигается для установки каждого следующего ряда брусчатки.

Начинать укладку следует от бордюра. При этом каждый устанавливаемый элемент выравнивается по леске. В ямки насыпают смесь из песка и цемента. Выступающие плитки подсаживают с помощью киянки. Выкладывать плитку следует в направлении от себя. В этом случае не придется топтаться по ровному песчаному основанию и перепахивать его.

Завершив укладку площадки, можно обрезать крайние плитки. Уже в конце брусчатку посыпают просеянным песком и основательно подметают, пока песок не заполнит все межплиточные стыки.

Почему проваливается тротуарная плитка?

Основные причины проседания ФЭМ:

  • Ошибки при подготовке основания. Чаще всего недостаточное уплотнение грунта встречается на участках, расположенных возле недавно построенных зданий. После прокладки инженерных коммуникаций грунт необходимо тщательно уплотнить. Если этот этап был упущен, то через несколько лет покрытие, уложенное на такой участок, неизбежно просядет и потребуется его капитальный ремонт.
  • Изменения геологической структуры участка вследствие ведения строительных работ. Во время строительства осуществляется перемещение значительных объемов грунта, передвижение тяжелой техники, что может стать причиной повышения уровня грунтовых вод и вызвать проседание отдельных участков плиточного покрытия.
  • Сильные ливни, сход талых вод после сильных снегопадов. Плиточное покрытие необходимо тщательно оберегать от влаги. Для этого при его обустройстве предусматривают эффективную дренажную систему. Для прочистки дренажных труб используют сантехнический трос. Необходимо периодически проверять, чтобы решетки дождеприемников должны быть на месте, не поломанными и не засоренными.

Подготовительный этап: разметка и трамбовка площадки

Для начала следует определиться с размерами участка и учесть все нюансы, создать для удобства план-чертеж. Выбираем тип плитки, какой узор или цвет хотели бы. Учитывая размеры, подсчитываем количество материала. Желательно также разметить участок, для этого используйте колышки и веревку.

Проверьте несколько раз все нюансы, учтите неудобства и прочие

Особенно внимание обращайте на растительность, деревья или кустарники нужно обойти или вовсе удалить с участка, особенно если это молодые деревца. По мере разрастания корни деревьев или кустарников начнут поднимать почву, за счет этого будет наблюдаться вспучивание плитки, которая будет ломаться, подниматься и проседать в каких-то местах

Поэтому отступление от саженца лучше делать не менее метра, а лучше больше.

Перед укладкой тротуарной плитки надо провести работы по подготовке грунта. В первую очередь необходимо снять верхний слой почвы, что позволит выровнять неровности, уплотнить грунт и создать песчано-гравийную подушку. Характеристики площадки зависят от назначения участка. Для обустройства тротуаров делают площадку 20 см глубиной, а для автомобильных парковок и подъездов 27-30 см.

После того, как углубление выкопано, необходимо утрамбовать почву. Для этого ее надо полить из шланга с разбрызгивателем, после чего нужно пройтись трамбовкой. Несложная в исполнении процедура играет важную роль в долговечности тротуарного покрытия, так как она позволяет предотвратить проседание процесс проседания площадки, которое наблюдается с течением времени эксплуатации дорожного покрытия.

Удаление грибковых образований и плесени

Грибок и плесень являются следствием длительной сырости. Намокание плитки происходит из-за неправильно спроектированного дренажа или расположения дорожки в низине, где собирается талая и дождевая вода. Биологические образования не только портят внешний вид покрытия, но и опасны для здоровья людей.
Избавиться от грибка и плесени можно следующими способами:

  1.  Выжиганием. Используется паяльная лампа или газовая горелка. Материал нужно прогревать длительное время, чтобы высокая температура уничтожила споры, проникшие глубоко в поры покрытия. Образовавшаяся копоть и сажа смываются мыльным раствором. Термической обработке можно подвергать изделия из натурального камня и цемента. Керамогранит и акрил от нагрева плавятся.
  2. Заморозкой. Пораженные микроорганизмами фрагменты извлекаются из кладки, оборачиваются полиэтиленом и загружаются на сутки в морозильную камеру. После этого налет соскабливается. Блоки нужно помыть и обработать антисептиком.
  3. Дезинфекцией. Для уничтожения болезнетворных микроорганизмов используется концентрированный раствор хлорки. Жидкость втирается в поры камня, которые остаются в таком состоянии на 30-40 минут. После этого изделия нужно тщательно сполоснуть чистой водой.

После удаления грибка и плесени необходимо создать условия, исключающие их появление в будущем. Для этого брусчатку нужно обработать антисептическими средствами, заменить песок в подушке дорожки и обустроить эффективный дренаж.

Способы укладки

  • При минимальных знаниях и умениях, а также запасе терпения укладку тротуарной плитки можно провести самостоятельно. Это позволит существенно сэкономить на стоимости такого проекта, а также гарантирует положительный результат и приобретение необходимого опыта в подобных работах (что всегда может пригодиться).
  • Для начала необходимо определиться с возможным способом укладки, а также приготовить инструмент и материалы.
  • Обычно подобное покрытие требует цементный или клеящий раствор. Оба метода по-своему хороши, но также и имеют свои слабые места. Если преимуществом цементного раствора будет стоимость, то укладка на специальный клей будет намного проще в исполнении.

Как выбрать?

Ручная вибротрамбовка, как и любой другой инструмент, требует внимательного подхода при выборе. Чаще всего покупателя интересуют размеры рабочей подошвы, качество двигателя, сцепления, тормозных колодок. Как правило, у современного оборудования имеется высокий рабочий ресурс и гарантийный период обслуживания

Чтобы выбранная вибронога не разочаровала и могла работать в необходимых для вас условиях, специалисты рекомендуют обращать внимание на такие критерии, как:

  • рабочая мощность мотора;
  • площадь подошвы;
  • частота и сила виброудара;
  • глубина грунтовой обработки;
  • потребление топлива или электроэнергии;
  • наличие на рукоятке инструмента противовибрационной защитной системы.

Особое внимание стоит уделить мощности двигателя, средние показатели которого варьируются от 2,5 до 4 л. с. Чем мощнее мотор, тем более производительным является оборудование и его ударная сила

Площадь рабочей подошвы выбирается, исходя из тех условий, в которых предстоит работать – если свободное пространство сильно ограничено, нет смысла выбирать инструмент с большой площадью подошвы

Чем мощнее мотор, тем более производительным является оборудование и его ударная сила. Площадь рабочей подошвы выбирается, исходя из тех условий, в которых предстоит работать – если свободное пространство сильно ограничено, нет смысла выбирать инструмент с большой площадью подошвы.

Частота ударной вибрации определяет скорость выполнения работ, поэтому чем выше этот показатель, тем быстрее вы выполните задачу по утрамбовке грунта. Максимальный показатель частоты ударов не превышает 690 уд/мин, а сила удара редко превышает 8 кН. Важным параметром является маневренность и вес инструмента. Чем легче ручная вибротрамбовка по весу, тем проще оператору с ней управляться. Вес оборудования варьируется от 65 до 110 кг, поэтому при выборе модели стоит оценить свои силы и возможности.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий