История флорентийской мозаики, от создания до наших времен

Что важно знать при подборе камня

Во-первых, нужно иметь в виду, что в зависимости от того, какой камень выбрал мастер, будет зависеть направление и качество реза. Так, оптические характеристики каждого минерала индивидуальны, то есть они могут по-разному переливаться на свету и имеют особую структуру. Предварительно камень обязательно нужно смочить водой, ведь тогда он сможет проявить свою яркость, как непосредственно после полировки. Производство таких нехитрых манипуляций позволяет наперёд выяснить, как будет выглядеть готовое изделие.

После выборки камней, производится их разметка и нарезка при помощи специального станка. В процессе резки нужно постоянно следить за тем, чтобы пила была охлажденной и, конечно, за соблюдением правил безопасности. Для удобства элементы следует нарезать с запасом, чтобы не обрезать лишнее при обработке стыков.

Завершающий этап процесса создания флорентийской нарезки сопровождается доводкой отдельных элементов по контуру осуществляется на шлифовальном станке с использованием карборундового круга либо алмазной планшайбы, или же доработка производится вручную посредством использования алмазными надфилями.

Обратный метод

Данный способ предполагает, что мастер укладывает мозаику лицевой стороной вниз в соответствии с трафаретным рисунком и закрепляет его с изнаночной стороны специальным клеем. Такая технология более применима для проекта большого масштаба: таким образом сначала собираются крупные части картины из мелких деталей, а затем уже они точно входят в указанный рисунок. Также данный способ позволяет производить шлифовку лицевой поверхности, не выходя из мастерской.

Прямой метод

Данный метод отличается тем, что здесь укладка производится  уже на постоянную основу. Мастера прошлого производили выкладку поверх на выровненного закрепляющего слоя кусками вырезанных пластин из камня. На сегодняшний день оба вида набора производятся с использованием стекловолокна, и только потом переносятся непосредственно на объект.

Так, изделие, приобретшее очертания общей картины, обрабатывается посредством применения специальных паст: доводочных и полировальных, которые используются в зависимости от свойств избранного мастером минерала.

Мозаика в современном интерьере

В наши дни мозаика нашла свое применение при украшении стен дворцов, домов культуры, метрополитенов. Ее можно использовать и в домашнем интерьере, однако это достаточно дорогое удовольствие, прежде всего из-за дороговизны материалов — смальты и природного камня. Впрочем, возможны альтернативные варианты.

Например, можно рассмотреть стеклянную мозаику, которая не боится высоких температур, использования моющих средств и влажности. Также она устойчива к жаре и морозам. Стеклянная мозаика будет хороша в интерьерах ванной, кухни, кроме того, она подходит для отделки камина и столешницы.

Неплохо при оформлении помещений будет смотреться и керамическая мозаика, которая отличается повышенной водостойкостью.

К весьма дорогим материалам относится и каменная мозаика. Так, ее можно использовать при отделке бассейна, ванной, прихожей, пола и ступеней.

Еще более элитным вариантом считается смальтовая мозаика, по своей форме напоминающая стекло. Особенность этого материала состоит в том, что он светится. Смальтовая мозаика может иметь множество цветов. Такой вид подходит для декорирования абсолютно любых поверхностей.

Металлическая мозаика, форма которой бывает самой разнообразной — квадратной, прямоугольной, овальной и ромбической часто используется в украшении стен. Кроме того, специалисты рассказывают об еще одном материале, который используется при создании мозаики, — это керамогранит. Его преимущество состоит в том, что он прочнее керамики.

Безусловно, мозаика — один из самых стильных элементов интерьера, подчеркивающая ваш хороший вкус. Она внесет изюминку в ваш дом и придаст ему уникальность.

Метод изготовления

Процесс изготовления флорентийской мозаики можно условно разбить на три этапа:

  • заготовительные операции — выбор качественного сырья, разметка камня и его нарезка;
  • набор элементов мозаики — существуют два способа: прямой и обратный;
  • финишная отделка — доводка и полирование изделия.

Выбирая камень, очень важно знать и учитывать его свойства, поскольку от этого зависит направление реза. Каждый минерал обладает индивидуальными оптическими характеристиками, по-особому переливается на свету и имеет свою структуру

Камень обязательно смачивают водой, тогда он становится ярким, как после полировки, и можно понять, как будет выглядеть готовое изделие.

Отобранные камни размечаются и режутся на специальном станке. Во время этого процесса обильно льют холодную воду для охлаждения пилы и тщательно следят за соблюдением техники безопасности. Элементы вырезаются с запасом на обработку стыков.

Флорентийские мастера вырезали нужные фрагменты из тонких, толщиной в 2-3 мм пластинок с помощью особой пилы — своеобразного лука из согнутой упругой вишневой ветки с натянутой проволокой. Некоторые умельцы продолжают использовать этот аутентичный инструмент и сегодня.

Доводка отдельных деталей по контуру производится на шлифовальном станке с помощью карборундового круга или алмазной планшайбы, вручную дорабатывается алмазными надфилями.

При сборке элементов в общую картину обратным методом фрагменты мозаики укладываются лицевой стороной вниз по трафаретам и закрепляются с изнанки клеящим составом на основу (например, из стекловолокна или кальки). Эта технология удобна для создания масштабного проекта: собранные таким образом крупные части из мелких элементов затем монтируются по месту. Этот способ также позволяет шлифовать лицевую поверхность мозаики в условиях мастерской.

Техника прямого набора представляет собой укладку фрагментов рисунка сразу на постоянную основу. Старые мастера по месту выкладывали на выровненном закрепляющем слое куски нарезанных каменных пластин. Сегодня прямой набор, как и обратный, чаще всего делается в мастерских на основу из стекловолокна, а затем переносится на объект.

Собранное изделие обрабатывается с помощью доводочных и полировальных паст. Для разных пород камня используются различные полирующие составы, в зависимости от физико-механических свойств минерала.

  • https://lubikamni.ru/obrabotka/florentijskaya-mozaika.html
  • https://skolkogramm.ru/info/florentijskaya-mozaika-38-foto-istoriya-proishozhdeniya-i-tehnika-izgotovleniya-izdelij-iz-kamnya-i-czvetnogo-stekla
  • https://TrendsDesign.ru/materialy/mozajka/florentijskaya-mozaika-interernye-kartiny-povyshennoj-slozhnosti.html
  • https://yaplitka.ru/istoriya-florentiyskoy-mozaiki-ot-sozdaniya-do-nashih-vremen.html
  • https://iridamozaika.ru/articles/florentiyskaya-mozaika-ot-istokov-do-nashih-dney

Разновидности и характеристики

Флорентийская мозаика может различаться по типу материалов, применяемых при её кладке. Среди материалов наиболее распространёнными являются:

  • мрамор;
  • лазурит;
  • малахит;
  • агат;
  • авантюрин;
  • яшма;
  • тигровый глаз;
  • оникс;
  • бирюза;
  • халцедон;
  • аметист и так далее.

Другим критерием, по которому могут различаться различные кладки флорентийской мозаики, является сюжет. Можно выбрать любое изображение, которое только хочется, но чаще всего создаются:

  • фигуры людей, птиц и животных;
  • пейзажи;
  • цветочные и прочие растительные узоры;
  • библейские и фантастические сюжеты.

В моду стала входить имитация узоров такой мозаики, выполненная на другом материале, например, дереве, пластике и так далее. Но даже если она визуально будет похожа, нельзя даже думать о такой же долговечности и стойкости, потому стоит отдавать предпочтение всё же оригиналу из природных камней.

Метафора мозаики в науке

Термин «мозаика» часто используется в метафорическом смысле в науке и особенно в биологии: гены (см. Мозаику (генетика) , вирус табачной мозаики (см. Мозаику (патология растений) , мембранную мозаику, химеру и т. Д.) Жорж Шапутье предложил концепцию мозаики для определения сложности живых существ, поскольку на каждом уровне живых существ (клетка, организм, популяция и т. д.), как и в мозаике в художественном смысле, «целое» оставляет большую часть автономии к его людям. частям, которые затем ведут себя немного как тессеры. Этот термин был расширен Жаном Аудузом и его сотрудниками на звезды, робототехнику и городское планирование . В социальных науках обращение к мозаике является техническим и метафорическим предлогом для обеспечения Развитие района Hauts de Chartres , место бывшего транзитного города, положило начало району Пикассетт, эссе Патрика Маккера о социальном развитии .

Трудоемкое искусство

В работе мастера мозаики используют разные породы ценных минералов и главное, при выборе самоцвета для панно — это соответствие цвета рисунка по эскизу будущего полотна. Куски минералов собираются в живописную картину так, чтобы в мозаике был использован не только цвет камня, но и натуральный рисунок минерала и текстура должны вписаться в общий вид картины как можно более натурально. Самоцветы могут быть всевозможной формы и задача мастера подогнать элемент в общее полотно так, что бы не было ни зазоров, ни стыков между камнями. Обязательное условие — все элементы должны располагаться в одной плоскости.

Возникновение прекрасного

Флорентийская мозаика — это не что иное, как объединение двух разных идей. Одна из этих идей заключалась в том, чтобы распространить искусство инкрустации деревянных изделий на изделия из камня, в частности, первые работы по мозаике этого стиля были выполнены на мраморе.

Этот камень легок в обработке, богат текстурой рисунков и оттенками, поэтому именно первые мозаичные работы из камня были созданы из нескольких сортов мрамора. Вторая идея заключалась в том, чтобы усовершенствовать устаревшие на тот момент старинные техники мозаичного искусства.

Создание прекрасных полотен живописи из камня привело к зарождению техники мозаик практически бесшовных. Это эффект достигался благодаря плотно пригнанным пластинам камня.

Разновидности и характеристики

Флорентийская мозаика может различаться по типу материалов, применяемых при её кладке. Среди материалов наиболее распространёнными являются:

  • мрамор;
  • лазурит;
  • малахит;
  • агат;
  • авантюрин;
  • яшма;
  • тигровый глаз;
  • оникс;
  • бирюза;
  • халцедон;
  • аметист и так далее.

Другим критерием, по которому могут различаться различные кладки флорентийской мозаики, является сюжет. Можно выбрать любое изображение, которое только хочется, но чаще всего создаются:

  • фигуры людей, птиц и животных;
  • пейзажи;
  • цветочные и прочие растительные узоры;
  • библейские и фантастические сюжеты.

В моду стала входить имитация узоров такой мозаики, выполненная на другом материале, например, дереве, пластике и так далее. Но даже если она визуально будет похожа, нельзя даже думать о такой же долговечности и стойкости, потому стоит отдавать предпочтение всё же оригиналу из природных камней.

История итальянской мозаики

Наверное, эталоном мозаичного искусства можно назвать произведения  флорентийских, римских, венецианских и византийских мастеров. Тогда художники собирали рисунок из различных материалов (смальты, камней, керамических плиток, шпона дерева и других материалов).

Самая древняя мозаика Византии относится к III-IV вв. н.э., а изготовляться она начала по заказу католической церкви. Понятно, что чаще всего художники изображали библейские сюжеты. Как правило, в своей работе византийские мастера использовали смальту — цветное стекло. Для создания панно они прибегали к смальте с добавлением сусального золота, с применением меди и ртути. Мозаика составлялась из небольших квадратиков (реже иной формы), которые выкладывались плотно друг к другу, образовывая неровную поверхность, что придавало рисунку ощущение объема. Неслучайно византийская мозаика считалась эталоном художественного искусства. Великолепную древнюю мозаику можно увидеть в храмах Италии (в Равенне, Монреале, Чефалу) и Турции (в Соборе святой Софии в Стамбуле).

Особую популярность в  XVI-XIX вв. обретает флорентийская мозаика с разнообразной формой плитки, которую мастера, приглашенные из Милана, делали из камня. Тогда основными ее заказчиками выступали члены семьи Медичи, не без помощи которых создавались первые мастерские.  В своей работе мастера использовали полудрагоценные камни; тигровый глаз, малахит, аметист, мрамор, яшму, горный хрусталь, агат, лазурит и другие камни. Как правило картины представляли собой натюрморты, пейзажи, аллегорические сцены. Об их великолепии складывались легенды.

  • Как развивалась история скатерти
  • История зонтов: от Древнего Китая до современности
  • Кованая мебель: история и современность
  • 10 модных стилей в дизайне гостиной
  • Второе рождение чайных сервизов
  • Сенбазуру: невероятная история 1000 бумажных журавликов, ставших символом мира
  • Шпалеры и гобелены: удивительная история безворсовых ковров

Процесс изготовления

Флорентийская мозаика – это целое искусство, которое просто не терпит спешки. Для начала мастер выбирает куски материала необходимого размера, дополнительно обрабатывает каждый из них шлифует. После проведения необходимой работы снова производятся замеры, так происходит с каждым элементом пока он не начнет соответствовать нужному размеру и идеально подойдет по форме к соседнему фрагменту.

Весь рабочий процесс условно можно разделить на 3 основных этапа:

  1. Выбор нужного материала.
  2. Сбор полотна.
  3. Шлифовка и полировка поверхности.

При выборе материала мастер обязательно учитывает все его свойства. В итоге все фрагменты должны обладать похожей пористостью, яркостью, насыщенностью оттенка. Есть маленькая хитрость, позволяющая увидеть, как изделие будет выглядеть в конце работы, для этого материал нужно смочить водой.

Сегодня процесс изготовления каменных картин стал значительно проще. Лазер рисует на выбранной поверхности картинку, заданную в компьютере. Программа сразу же оставляет дополнительное пространство по краям и не допускает при этом погрешностей. Все детали вырезаются на станках по указанной разметке. Для работы используются пластины толщиной не более 3 мм. Далее все детали шлифуются и начинается сама сборка. Фрагменты укладываются вниз лицевой стороной, на изнанку наносится клей. После высыхания готовое полотно шлифуется.

Мозаика может сразу укладываться на выбранную поверхность и закрепляются сверху специальным раствором. Сверху обязательно наносится полировочная паста.

Команда ЛюбиКамни

Мозаика «Евхаристия»

На этой старинной мозаике изображен момент причащения святых апостолов в присутствии архангелов, когда Иисус раздает своим последователям хлеб и вино (Тело и Кровь Христову). Интересно, что Спаситель изображен два раза: он стоит и слева, и справа от престола.

Фрагмент знаменитой мозаики. /Фото:pravlife.org Эта мозаика также необычайно насыщенна с точки зрения цветовой гаммы: апостолы изображены в белых одеяниях, Господь – в синем плаще и пурпурном хитоне с золотом. Дополняет эту картину престол малинового цвета. Мозаика «Евхаристия». Центральная её часть. /Фото:pravlife.org

Примечания и ссылки

Примечания

  1. После распада СССР завод вошел в состав Минкомсервиса России. Еще в году завод не смог выжить. Он был признан банкротом в 1998 году . СМарт 1998 г., фабрика производит изделия из гранита, в том числе защитную окантовку. В результате первый центр огранки камня в Сибири продолжает работать по сей день.

использованная литература

  1. Современная мозаика , стр.  63 ..
  2. ↑ и
  3. Манон Потвин и Франсуа Барат, Фрагментированное изображение: мозаика времен римской античности , Лувр,1994 г., стр.  49.
  4. Historia н о  871-872 июля августа 2019, стр. 11
  5. Эжен Виоле-ле-Дюк, словарь французской архитектуры с XI – го до XVI – го  века , т.  3,1856 г.( читать онлайн ).
  6. Жильбер Дюран, Beaux-arts et archétypes. Религия искусства , PUF ,1989 г., стр.  59..
  7. (it)
    .
  8. .
  9. ↑ и (оно) Тимоти Вердон, La facciata del duomo di Siena , Silvana Editoriale, 2007, стр.  17-74 .
  10. (ru) Изотта Фьорентини Ронкуцци и Элизабетта Фиорентини, Мозаика. Материалы, методы и история , MWeV,2002 г., стр.  182.
  11. ↑ и .
  12. (it) La Nuova Musica, на сайте lanuovamusiva.com (по состоянию на 9 ноября 2015 г. ) .
  13. .
  14. .
  15. Жан Аудуз и др., Мозаики Mondes , CNRS Éditions , Париж, 2015.
  16. Picassiette район, эссе по вопросам социального развития , Éditions L’Harmattan , Paris, 2008.

Мозаика и Ломоносов

А вот в России флорентийская мозаика появилась в середине XVIII в. В нашей стране у истоков мозаичного искусства стоял Михайло Ломоносов, который в сентябре 1752 года создает свою первую  мозаичную работу — образ Богоматери. Мозаика была составлена из более чем четырех тысяч кусочков смальты. Возродив в России утраченное древнерусское искусство мозаики (еще в Киевской Руси было распространено мозаичное искусство, но позже секрет изготовления мозаик на Руси был утерян), Ломоносов одновременно создал и собственную технику мозаичного набора  картин четырехгранными брусками (палочками) различного сечения, длина которых в несколько раз превышала размер бруска, что обеспечивало прочность набора.

В мае 1762 года Ломоносов начал трудиться над самым большим своим панно «Полтавская битва», которое закончил спустя два года. Из 40 мозаик, выполненных лично Ломоносовым, сохранилось 23. Все они хранятся в Русском музее, Эрмитаже и Московском историческом музее.

Нельзя не упомянуть и об искусстве мозаики в Венеции, которое просто завораживает своим изяществом. Здесь была основана собственная школа мозаичного искусства

О ее важности свидетельствует список храмов, где используется венецианская мозаика: архиепископская капелла (Равенна, 1112 г.); церковь Санта Мария (о. Донато, вторая половина XII в.); собор Сан-Марко (Венеция, XII-XIII вв.); мозаика центрального купола собора Сан-Марко (Венеция, Италия XII в.)

Историческая справка

Первые письменные упоминания о подобных работах можно найти еще в 14-м веке. Такая работа была лишь у герцога Медичи, проживающего во Флоренции. Эта семья была очень богатой, влиятельной и всегда брала под свое крыло талантливых мастеров, которые развивали новые направления в искусстве.

Такая работая спустя 2 века приглянулась потомку герцога Медичи Франческо I. Мужчина нашел несколько талантливых мастеров из Италии и заказал им изготовлением мозаичного панно. Работа мастеров была настолько уникальной и красивой, что это направление искусства начало быстро развиваться.

Для работы была набрана первая группа художников, которые сумели улучшить и довести до совершенства искусство создания мозаики. Мастера учились творить в иллюзорной перспективе. Мастерская активно работала и уже в 17-м веке процветала, создавая мозаики для семейных часовен, такие украшения могли себе позволить только очень богатые люди Флоренции. Они буквально превращали свои погребальные часовни в произведения искусства.

Постепенно флорентийская мозаика становилась все более популярной. Уже в 18-м веке в других европейских странах мастера активно использовали такую технику по сборке небольших кусочков в оригинальные картины. Ремесленников из Флоренции нанимали для декорирования залов европейских судов.

Историки, изучающие флорентийскую мозаику, отмечают, что время ее золотого расцвета приходится на рубеж второго тысячелетия. Богатые и влиятельные флорентинцы сделали все возможное, чтобы одаренные ремесленники развивались, могли привносить свои идем, реализовывать их. Такое покровительство дала всему миру уникальную возможность лицезреть прекрасные каменные картины.

В чем особенность флорентийской мозаики

Мастера из Флоренции несколько веков назад показали, какую красоту можно создавать своими руками. Их работы всегда выглядели безупречно и к этой высокой планке всегда стремились их последователи. Щепетильно подобранные детали создают целостную, гладкую поверхность. Дополнительная шлифовка заставляет такие полотна сверкать и переливаться под солнечными лучами.

Отличается флорентийская мозаика и обилием ярких, пастельных оттенков. Мастера всегда использовали всю палитру, стараясь максимально передать даже малейшие оттенки. К используемым материалам всегда предъявлялись большие требования, они должны быть:

  1. Влагоустойчивыми. Благодаря этому влага не проникает сквозь панно, не разрушает его. Попавшую на поверхность влагу легко убрать губкой и мягкой тряпкой. На мозаике не появляется плесень, коррозия. Такое покрытие прекрасно подходит для бассейнов.
  2. Морозоустойчивыми. Это требование обязательно, если панно будет размещено на внешней стороне здания. В таком стиле раньше и сегодня многие украшают беседки и крыльцо дома. Даже под толстым слоем снега и льда покрытие остается в безупречном виде, а весной достаточно помыть и вытереть его, чтобы краски снова засверкали на солнце.
  3. Уникальными. Даже если один мастер постарается повторить рисунок предшественника и выберет максимально похожие материалы, его работа будет отличаться в некоторых деталях. Каждая флорентийская мозаика уникальна и в этом ее прелесть.
  4. Долговечными. Стекло, керамика, полудрагоценные и дорогие самоцветы сохраняют всю свою яркость и насыщенность оттенков на протяжении десятилетий и даже столетий. Выбирая подобные материалы для отделки помещения или внешних работ можно не волноваться, что реконструкцию нужно будет проводить уже через пару лет или подкрашивать что-то.

Мозаичное полотно – это не только красивое и долговечное капиталовложение, но и огромный труд мастера. На создание каменной картины в среднем требуется примерно 2 месяца. Сегодня такие панно украшают большие церкви и соборы. Флорентийской мозаикой декорируют различную мебель, но позволить ее себе могут не все из-за высокой, но оправданной стоимости.

Современное искусство

Византийские мастера показали достойный пример современникам. Их творческий путь продолжается и сегодня. Техника выполнения мозаики стала не просто визитной карточкой государства, но и образцом классического искусства.

Многие известные художники 21 века опираются на знания старинных мастеров. Они используют те же названия и определения, техники смешивания смальты и выкладывания стекла. Некоторые православные церкви украшены по канонам Средних веков. А в одном из центров изучения древних культур — художественной академии Равенны — есть класс по старинному искусству мозаики. Сов сего мира сюда приезжают специалисты для прослушивания лекций и участия в семинарах. Выпускники способны делать копии известных византийских картин и реставрировать изображения.

Сегодня можно увидеть старинные образцы в Стамбуле и Италии. Местные соборы и мавзолеи украшены изнутри великолепной мозаикой. В Равенне и Айя-Софии находятся самые древние примеры византийских изображений. А также можно найти панно в некоторых церквях Киева, мастера Руси также заимствовали идеи у византийцев.

Технология мозаики

Главным достижением византийцев в мозаичной технике было то, что они научились придавать стеклянным кусочкам любую форму. Но чаще всего старались использовать квадраты и прямоугольники. Редко встречаются в изображениях круги и овалы.

Прямой набор — это особенность техники византийской мозаики. Кубики смальты не шлифовали, их выкладывали в ряд плотно друг к другу. Происхождение мелких деталей связано с повышением уровня мастерства. Небольшие кубики позволяют точно изобразить черты лица, сделать картину более изящной и добиться мягкого перехода цветов. Художники итальянской национальности создавали грубые панно, византийские отличаются утонченной кладкой ликов, одежды, умелым изображением игры света и тени.

Еще одно отличие от мастеров других стран — золотой фон. Благодаря такой технике картины ложатся немного неровно, что придает им специфический отблеск. При этом соблюдаются пропорции фигур, хотя все лица выполнены по одному эталону. Его и сегодня можно заметить на иконах и других изображениях святых.

История возникновения техники

Она зародилась в Италии XVI века и своим развитием обязана знаменитому семейству Медичи, чьи представители всегда покровительствовали художникам и мастерам прикладных искусств. Герцог Фердинанд I ди Медичи основал первую профессиональную мастерскую, пригласив лучших камнерезов со всей Италии и из других стран. Добыча сырья не ограничивалась только местными ресурсами, ведь закупки производились в Испании, Индии, странах Африки и Ближнего Востока. Для мастерской была собрана огромная коллекция полудрагоценных камней, запасы которой используют и сегодня.

Изготовление мозаик приносило огромную прибыль и считалось стратегически важным производством для Италии тех лет. Три столетия эти мозаики были популярны по всей Европе: дворцы правителей и знати непременно использовали в своем убранстве роскошные флорентийские «картины из камня». Лишь к середине XIX века этот вид декоративной отделки постепенно вышел из моды.

В чем особенность флорентийской мозаики

Мастера из Флоренции несколько веков назад показали, какую красоту можно создавать своими руками. Их работы всегда выглядели безупречно и к этой высокой планке всегда стремились их последователи. Щепетильно подобранные детали создают целостную, гладкую поверхность. Дополнительная шлифовка заставляет такие полотна сверкать и переливаться под солнечными лучами.

Отличается флорентийская мозаика и обилием ярких, пастельных оттенков. Мастера всегда использовали всю палитру, стараясь максимально передать даже малейшие оттенки. К используемым материалам всегда предъявлялись большие требования, они должны быть:

  1. Влагоустойчивыми. Благодаря этому влага не проникает сквозь панно, не разрушает его. Попавшую на поверхность влагу легко убрать губкой и мягкой тряпкой. На мозаике не появляется плесень, коррозия. Такое покрытие прекрасно подходит для бассейнов.
  2. Морозоустойчивыми. Это требование обязательно, если панно будет размещено на внешней стороне здания. В таком стиле раньше и сегодня многие украшают беседки и крыльцо дома. Даже под толстым слоем снега и льда покрытие остается в безупречном виде, а весной достаточно помыть и вытереть его, чтобы краски снова засверкали на солнце.
  3. Уникальными. Даже если один мастер постарается повторить рисунок предшественника и выберет максимально похожие материалы, его работа будет отличаться в некоторых деталях. Каждая флорентийская мозаика уникальна и в этом ее прелесть.
  4. Долговечными. Стекло, керамика, полудрагоценные и дорогие самоцветы сохраняют всю свою яркость и насыщенность оттенков на протяжении десятилетий и даже столетий. Выбирая подобные материалы для отделки помещения или внешних работ можно не волноваться, что реконструкцию нужно будет проводить уже через пару лет или подкрашивать что-то.

Мозаичное полотно – это не только красивое и долговечное капиталовложение, но и огромный труд мастера. На создание каменной картины в среднем требуется примерно 2 месяца. Сегодня такие панно украшают большие церкви и соборы. Флорентийской мозаикой декорируют различную мебель, но позволить ее себе могут не все из-за высокой, но оправданной стоимости.

Мозаика простоит века

После компоновки и подгонки всей картины верх полотна полируется, что стирает последние границы между самоцветами. Мозаика получается гладкая сверху и из-за точной подгонки меду камнями получается целостная картина, будто написанная рукой художника. Недаром

один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт и мыслитель Микеланджело восхищался техникой флорентийской мозаики и называл полотна этой мозаики не как иначе, как вечной картиной.

Как понятно по описанию, что флорентийский вид мозаики является самой сложной в плане затрат времени и труда. Для создания шедевров из цветных камней необходимо знать не только виды парод по цветовым раскраскам, но необходимо в совершенстве обладать знаниями по тому, как лучше обрабатывать ту или иную породу или минерал. Специальная обработка минералов и тщательная подгонка частей мозаики требует больших затрат труда и даже при использовании современных приспособлений обработки самоцветов, создание одного полотна мозаики во флорентийском стиле может занять не одну неделю кропотливого труда.

История

Появилась флорентийская мозаика примерно в начале 16 века. Более 300 лет, пока люди не стали отдавать предпочтение живописи, стиль флорентийской мозаики был популярен – во многом с подачи тосканского герцога Фердинанда I ди Медичи. У стиля было множество именитых поклонников, например, король Франции Людовик XIV, семейство Медичи, кардинал Мазарини и так далее. В середине XVIII века он пришёл и в Россию с подачи императрицы Елизаветы Петровны. По сей день во многих странах мира это искусство в ходу. Оно сейчас переживает новый подъём популярности, хотя, ввиду сложности и дороговизны, и не является массовым.

Способы укладки самодельной мозаики

Мозаику на основание кладут двумя способами – художественным и матричным. При художественной укладке изображение на основании расчерчивается на мелкие составляющие, после чего на каждую ячейку наклеивается чип точно такой формы, чтобы зазор с соседним элементом был минимальным – это обеспечивает чёткую и плавную форму линий. Технология художественной укладки мозаики достаточно трудоёмка и потому используется для создания рисунков небольшой площади.

Применяются и другой способ выполнения художественной укладки мозаики. Рисунок распечатывается на принтере и закрепляется на сборочном столе. Поверх рисунка крепится лист прозрачной плёнки «аракал» – клейкой стороной вверх. Ориентируясь на просвечивающее изображение, мозаичные чипы приклеивают лицевой стороной к аракалу.

Заполнив рисунок мозаикой, на его наружную (тыльную) часть наклеивают марлевый холст, пропитанный обойным клеем. После высыхания клея такое панно готово к перемещениям и укладке (аракалом наружу) на покрытое компаундом основание. Когда клеящая смесь отвердеет, плёнка с панно удаляется.

Матричная методика аналогична промышленному способу предварительной компоновки мозаики для настилки и отличается лишь формой матриц — из стекловолоконной сетки вырезают фрагменты нужной конфигурации, и наклеивают на них чипы.

Такая сборка проще в исполнении, так как допускает наличие зазоров между мозаичными элементами, но делает изображение менее чётким, как-бы «пиксельным».

Матричный способ укладки мозаики особенно распространён при монотонной облицовке значительных площадей – бань, бассейнов, но популярен и при создании несложных мозаичных композиций домашними мастерами.

Мозаика с Янтарной комнаты «Вкус»

Например, всеми известная Янтарная комната, когда была собрана в Екатерининском дворце Царского Села по приказу дочери Петра первого Елизаветы была украшена мозаикой именно флорентийского стиля. Комната была расположена на площади 100 кв метров, а 40 кв метров янтаря разместились между зеркалами. Интерьер украшала мраморная мозаика во флорентийском стиле. Среди мозаик Янтарной комнаты самая известная работа неизвестного мастера — это Обоняние и осязание выполнена в стиле флорентийской мозаики.

Также много икон, созданных мозаичным методом. Разнообразными породами мастера выделяют божественный лик, и создается ощущение того, что лик на иконе живой, и взгляд с иконы смотрит вам прямо в душу.

Не следует забывать, что любая мозаика, выполненная в таком стиле — это на 100% уникальное произведение искусств. Как бы ни пробовали подделать известные шедевры, все равно картины будут не похожу, так как у природного камня все рисунки и текстура всегда различны.

Особенности кладки

Кладка флорентийской мозаики может запросто осуществляться в современных интерьерах. Там она отлично сочетается с более традиционными материалами, например, керамогранитом или иной напольной плиткой. Создаётся приятный контраст, который лишь выделяет и подчёркивает сложный узор из натуральных камней.

Кроме того, этот контраст позволяет создать удобное зонирование – можно разделить пространство на любые зоны, либо, напротив, объединить разрозненные элементы.

При кладке учитывается доминирующий цвет и стиль того интерьера, в котором укладывается мозаика. Выкладка может производиться не только на ровной плоскости, но и под изгибами из-за преобладания в ней мелких камней – ничто не мешает выложить, например, выгнутое дно бассейна.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий