Особенности изготовления византийской мозаики

Виды мозаики

Существуют самые различные разновидности, отличающиеся друг от друга материалом, цветом и эксплуатационными качествами.

Керамическая плитка

Может отличаться разными размерами, квадратной, прямоугольной формой и иметь разнообразное исполнение, например, быть глазированной, кракелюрной или имитировать определенные материалы.

На фото кухонный фартук, выложенный керамической мозаичной плиткой разного цвета.

Деревянная

Считается очень необычным и оригинальным оформительским решением, представляющим собой смесь двух разных древесных пород. 

Камень

Мозаика из натурального необработанного камня, такого как, мрамор, оникс, лазурит или яшма, имеет естественную выпуклую форму, отличается невероятно роскошным внешним видом и прекрасно подходит для декора помещения, как, в стиле прованс, кантри, так и для современного дизайна

Стекло

Обладает разнообразной цветовой гаммой, невысокой ценой и множеством различных вариантов. Стеклянная облицовка может быть прозрачной, матовой, серебристой, платиновой или золотой.

На фото интерьер ванной комнаты со стеклянной мозаикой коричневого цвета на стенах.

Кокосовая

Изготавливается из натурального необычного материала, который отличается не только оригинальностью, но и высокими прочностными, долговечными, экологическими качествами и устойчивостью к повреждениям и образованию грибка.

Смальтовая

Является одним из самых дорогих оформлений, так как изготавливается из натурального стекла. Фрагменты блестящей смальтовой мозаики характеризуются насыщенными цветами и при качественном освещении, будто излучают свет изнутри.

На фото рабочая кухонная зона, облицованная смальтовой мозаикой прямоугольной формы.

Металлическая

Производится из нержавеющей стали, имеет большую толщину и при этом достаточно легкий вес. Металлическая плитка не подвержена коррозии и поэтому особенно прекрасно подходит для комнат с повышенным уровнем влажности.

За счет эффектной металлизированной поверхности, данную облицовку применяют в более осовремененных стилях, например хай-тек.

Пластиковая

Благодаря большому выбору, разнообразному исполнению и невысокой ценовой категории, красивая пластиковая пвх отделка, довольно часто встречается в разных интерьерных решениях.

Хлудовская псалтырь

Середина IX века. Государственный исторический музей, Москва

Иконоборцы Иоанн Грамматик и епископ Антоний Силейский. Хлудовская псалтырь. Византия, ориентировочно 850 год

Хлудовская псалтырь, названная по имени Алексея Ивановича Хлудова, владевшего рукописью в XIX веке, — одна из трех сохранившихся псалтырей, созданных в константинопольском Студийском монастыре вскоре после восстановления иконопочитания (спустя два века буквального , на протяжении 726–843 годов антропоморфные образы Христа и святых оставались вне закона). Эта рукопись (так называемая монастырская редакция псалтыри с иллюстрациями на полях) — самая полная из трех и обильнее всего иллюстрированная.

Самой красноречивой особенностью ее миниатюр является художественный отклик на недавние события. На иллюстрации к псалму 68:22 «И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом» изображены два иконоборца, погружающие губки на концах копий в известь, чтобы замазать ими лик Христа. Их длинные, вставшие дыбом волосы заставляют вспомнить средневековые изображения дьявола, традиционно носившего подобную прическу. На той же странице приводится эксплицитное сравнение иконоборцев с распявшими Христа (те же движения и предметы в руках), которое не оставляет первым шансов на реабилитацию — их лики, столь ненавистные средневековому читателю рукописи, были выскоблены.

Византийские мозаики из смальты. Эпоха династии Комнинов

Церковь Успения Богоматери, Дафни, XII век
Мозаики Дафни создают ощущение праздничности, незамутненного спокойствия и вселенской гармонии. Из живописи полностью исчезают
какие бы то ни было мрачные тона, а евангельские образы исполняются поэтической красоты. Даже в сценах страстей нет и намека
на страсти и пафос страдания и жертвы.

Собор в Чефалу, XII век
Мозаичные композиции собора сочетают византийское совершенство художественного исполнения и глубину духовного смысла с
необыкновенной, чуть варварского толка, праздничной роскошью.

   
• Главная  
• История смальты   • Византийские мозаики из смальты  

Материалы для мозаики

Для создания картин был найден превосходный материал – смальта. По своей сути – это стекло, в составе которого имеются частицы различных металлов, придающих материалу определенный оттенок. Например, если в стекло добавить немного золота, то получается материал с золотистым блеском. Именно из-за такого характерного блеска большинство мастеров из этого материала изготавливают фон для своих картин. Также в расплавленную массу можно добавить ртуть и медь. Этот способ позволяет придать кусочкам мозаики определенный оттенки, которые просто необходимы для создания оригинальных композиций.

Особенности византийского стиля

Главная особенность картин, выполненных в этом стиле – золотистый фон. Именно эта отличительная черта присуща многим картинам из византийской мозаики. Что касается техники укладки, то обычно применяется прямой набор. Второй особенностью любого панно, выполненного в византийском стиле, являются четкие контуры любого образа или объекта, который представлен в композиции. Чтобы этого достичь, необходимо выкладывать фрагменты мозаики в ряд. Стоит отметить, что при рассмотрении картин с большого расстояния создается впечатление, что образ оживает. Именно техника прямого набора позволяет выделить образна мерцающем золотистом фоне.

При создании панно отдельные фрагменты мозаики выкладываются очень плотно друг к другу. При этом прослеживается четкость их контуров. Еще одна отличительная черта византийского стиля – правильные пропорции объектов композиции. И это совсем не зависит от того, в каком положении передается образ: он может быть неподвижным либо находится в движении. Это позволяет создать иллюзию объема. Однако наличие контуров каждого фрагмента делает панно немного сухим.

Если вы решили создать в своем жилье картины в византийском стиле, то лучше пригласите мастеров нашей компании, так как они смогут выполнить укладку мозаики с соблюдением всех правил и техники.

Вы не пожалеете о своем выборе.

Наши телефоны:

+7 (909) 902-51-74 Максим

Мы будем рады помочь Вам!

Copyright Укладка мозаики. Затирка для швов плитки www.mozaichnik.ru 2008

О компании

Наши работы

Услуги

Цены

Вакансии

Контакты

Поиск

Палитра цветов затирки

Расчет расхода затирки

Рассчить расход затирки →

Выкрасы

Затирка кардинально меняет внешний вид мозаики. Как не испортить Вашу мозаику неправильно подобранной затиркой? Как посмотреть конечный результат Вашей мозаики с уже нанесенной затиркой? – Сделать выкрас листа мозаики.
Подробнее…

Наши работы

Фотоотчеты авторских работ компании Мозаичник по укладке мозаики, затирке, реставрации, работ с мозаичным панно…
Подробнее…

Не наши работы

В галерее представлены работы, которые нам приходилось переделывать после неопытных мастеров. Плиточник не сможет выложить мозаику так, как мозаичист. Большинство испорченных объектов не подлежит реставрации….
Подробнее…

Прозрачная затирка

Прозрачная затирка идеально подходит для мозаичных панно, стеклянной, каменной, керамической, деревянной, железной мозаики, керамической плитки, бесшовных мраморных плит, керамогранита, стеклоблокам и, главное, для…
Подробнее…

Баптистерии

Кроме вышеописанных сооружений, в Равенне находится два баптистерия – арианский (Battistero degli Ariani) и православный (Battistero degli Ortodossi, или Neoniano).

Внутри данных сооружений, предназначенных для совершения таинства крещения, также можно встретить поразительной красоты мозаичные полотна. И те, и другие набирались примерно в одно время — вторая половина V — начало VI веков. Иконография изображений незамысловата: в сводах обоих зданий помещена сцена Крещения Христа, вокруг которой расположены фигуры двенадцати апостолов.

Разница замечается в деталях. Например, у апостолов в православном баптистерии имена подписаны, а у тех же учеников в арианском – отсутствуют.

Поэтому их сложно идентифицировать. Они вроде бы обладают некоторыми характерными чертами, но мы помним, что строгого канона изображения святых тогда не существовало. Это дает свободу интерпретации. Только Петр и Павел узнаваемы, так как в руках у них заметны их обязательные атрибуты: у первого – ключи от Рая, у второго – свиток .

Еще одно важное отличие заключается в разности истинно христианского и арианского вероучений, что отразилось в мозаичных изображениях. Христиане под крещением Христа понимают соединение Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа

Ариане уверены, что до момента крещения Иисус был простым человеком, и только в данном таинстве приобрел божественную сущность. Потому в арианском баптистерии на мозаичного Христа льется вода из клюва голубя, символ получения Иисусом новой природы.

Замечательно в достопримечательностях Равенны то, что, глядя на здания снаружи, невозможно представить, какая мозаичная красота ждет внутри. Фасад построек никак не соотносится с интерьером. Так что, за порцией восхищения, восторга и удивления лучше отправляться именно сюда.

Мозаичная роспись монастыря в Дафни

Остановимся еще на одном замечательном памятнике, который, может быть, наиболее полно отразил высокое мастерство, достигнутое художниками-мозаичистами Византии в XII в., – на росписи монастыря в Дафни, близ Афин.Каждая мозаика в Дафни представляет собой самостоятельную композицию и вместе с тем неотъемлемую часть стройного единого ансамбля росписи, органически связанную с архитектурой. Нужно заметить, что при этом мозаики не покрывают сплошь все стены, а оставляют незаполненными большие поверхности, которые подчеркивают красочное богатство росписи. Стройные и правильные по своим пропорциям человеческие фигуры изображены в сложных, иногда стремительных движениях и поворотах, формы переданы объемно, хотя большую роль играет четкая линия контуров, придающая изображению некоторую сухость. Основное назначение мозаик, по представлению византийских правящих кругов, заключалось в поучении верующих. Ясность в развитии сюжета и доходчивость до зрителя мозаик монастыря Дафни могут служить образцом для монументальной живописи.

Священная корона Венгрии

1074–1077 годы. Парламентский дворец, Будапешт

1 / 3
Wikimedia Commons

2 / 3
Wikimedia Commons

3 / 3
Wikimedia Commons

Композиционный центр короны украшают эмалевые пластины с образами Христа и императора Михаила VII Дуки (вероятно, предназначенные для другого, неизвестного предмета, преподнесенного византийским василевсом правителю Венгрии и инкорпорированного в корону позднее). На одной стороне короны восседает Христос, окруженный архангелами Михаилом и Гавриилом и несколькими святыми (Георгием и Дмитрием, Козьмой и Дамианом), обращенными ликами к Царю Небесному. На другой стороне короны, будто отражающей ее фронтальную часть, по сторонам от византийского самодержца восседают его сын Константин и царь Венгрии Геза I. Они взирают на василевса c тем же видом покорности и подчинения, что и святые — на Высшего Судию.

По словам византийских панегиристов, обличье и регалии императора ромеев являлись видимым доказательством его величия и достоинств, подобно тому, как его фигура и движения воплощали идеал блистательной красоты. Любопытно, что в императорское платье, помимо самого Михаила VII, на венгерской короне облачены архангелы — это визуальное продолжение ораторской традиции уподобления императоров ангелам (например, Михаил Пселл в панегирике Константину IX Мономаху сравнивает сущность императора с бессмертными силами небесными, а Михаил Италик в одной из своих речей называет Иоанна II Комнина «ангелом Господним, ниспосланным, дабы проложить дорогу против врага»).

Представления византийцев о двух дворах, земном константинопольском и воображаемом небесном, не были зеркальны: император сравнивается не с Христом, а с ангелами, и лишь Христос восседает на троне, тогда как император и все его сюзерены изображены оплечно. Ясное выражение иерархии власти, заданное византийским художником, фиксировало идею о положении византийского монарха ровно посередине между Христом и прочими земными правителями.

Церковь Симеона Столпника (Калат-Семан)

475 год. Алеппо

Базилика церкви Симеона Столпника. Сирия, первая половина XX века

В V веке в Восточной Сирии, близ Алеппо, жил Святой Симеон, открывший особый вид аскезы — стояние на столпе. Всячески отрешаясь от мирского и заботясь об умерщвлении плоти, преподобный подвергался бесчисленным искушениям, частично описанным в фильме Луиса Бунюэля «Симеон-пустынник». Проведя на высоте 16 метров несколько десятков лет, Симеон удостоился почитания христиан со всего света, в том числе персов, армян и британцев.

Вокруг того самого столпа, существующего и по сей день (византийские миниатюристы любили изображать Симеонов столп в виде колонны с капителью, завершенной изящной балюстрадой, внутри которой размещался сам святой; иногда к колонне приставлялась лесенка), в 80–90-е годы V века был воздвигнут монастырский комплекс, грандиозный замысел которого находил себе равных разве что среди императорских ансамблей позднего Рима.

Октагональное ядро Калат-Семана (в переводе с арабского — «крепость Симеона») окружено тремя рукавами. Вместе они образуют пространственный крест, почти так же, как в храме Святых Апостолов в Константинополе. Сейчас храм руинирован, и, как он в точности выглядел сразу после постройки, неизвестно, но благодаря свидетельству Евагрия Схоластика мы знаем, что центральное ядро, заключавшее столп Симеона, оставалось открытым.

Вслед за Калат-Семаном возникло целое архитектурное направление V–VI веков, представленное церквями Симеона Столпника Младшего на Дивной горе, Иоанна в Эфесе и Пророков, Апостолов и Мучеников в Герасе.

Технология мозаики

Главным достижением византийцев в мозаичной технике было то, что они научились придавать стеклянным кусочкам любую форму. Но чаще всего старались использовать квадраты и прямоугольники. Редко встречаются в изображениях круги и овалы.

Прямой набор — это особенность техники византийской мозаики. Кубики смальты не шлифовали, их выкладывали в ряд плотно друг к другу. Происхождение мелких деталей связано с повышением уровня мастерства. Небольшие кубики позволяют точно изобразить черты лица, сделать картину более изящной и добиться мягкого перехода цветов. Художники итальянской национальности создавали грубые панно, византийские отличаются утонченной кладкой ликов, одежды, умелым изображением игры света и тени.

Еще одно отличие от мастеров других стран — золотой фон. Благодаря такой технике картины ложатся немного неровно, что придает им специфический отблеск. При этом соблюдаются пропорции фигур, хотя все лица выполнены по одному эталону. Его и сегодня можно заметить на иконах и других изображениях святых.

История итальянской мозаики

Наверное, эталоном мозаичного искусства можно назвать произведения  флорентийских, римских, венецианских и византийских мастеров. Тогда художники собирали рисунок из различных материалов (смальты, камней, керамических плиток, шпона дерева и других материалов).

Самая древняя мозаика Византии относится к III-IV вв. н.э., а изготовляться она начала по заказу католической церкви. Понятно, что чаще всего художники изображали библейские сюжеты. Как правило, в своей работе византийские мастера использовали смальту — цветное стекло. Для создания панно они прибегали к смальте с добавлением сусального золота, с применением меди и ртути. Мозаика составлялась из небольших квадратиков (реже иной формы), которые выкладывались плотно друг к другу, образовывая неровную поверхность, что придавало рисунку ощущение объема. Неслучайно византийская мозаика считалась эталоном художественного искусства. Великолепную древнюю мозаику можно увидеть в храмах Италии (в Равенне, Монреале, Чефалу) и Турции (в Соборе святой Софии в Стамбуле).

Особую популярность в  XVI-XIX вв. обретает флорентийская мозаика с разнообразной формой плитки, которую мастера, приглашенные из Милана, делали из камня. Тогда основными ее заказчиками выступали члены семьи Медичи, не без помощи которых создавались первые мастерские.  В своей работе мастера использовали полудрагоценные камни; тигровый глаз, малахит, аметист, мрамор, яшму, горный хрусталь, агат, лазурит и другие камни. Как правило картины представляли собой натюрморты, пейзажи, аллегорические сцены. Об их великолепии складывались легенды.

  • Как развивалась история скатерти
  • История зонтов: от Древнего Китая до современности
  • Кованая мебель: история и современность
  • 10 модных стилей в дизайне гостиной
  • Второе рождение чайных сервизов
  • Сенбазуру: невероятная история 1000 бумажных журавликов, ставших символом мира
  • Шпалеры и гобелены: удивительная история безворсовых ковров

Византийские мозаики из смальты. Ранневизантийский период

Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне, V век
Характерной особенностью мозаик мавзолея Галлы является контраст двух люнетов.
Сцена с Добрым пастырем исполнена в духе античной пасторали с намеренной умилительностью образов.
Сцена с образом св. Лаврентия демонстрирует рождение нового художественного языка. Композиция ясна, отличается простой
симметрией крупных форм. Изображение намеренно выведено на передний план. Начатки обратной перспективы создают иллюзию
«опрокидывающегося» на зрителя пространства.

Баптистерий Православных в Равенне, V век
Мозаичная живопись купола весьма эффектна. Фигуры апостолов показаны
в движении. Крупность их шага подчеркивается широко расставленными ногами и изгибом бедер. Иллюзия пространства
еще присутствует: поверхность, по которой ступают апостолы, выглядит более светлой, чем таинственный и бездонный синий фон
основного изображения. Тяжелые и пышные одежды напоминают великолепие римских патрицианских одеяний. В апостольских хитонах
варьируются только два цвета — белый, олицетворяющий свет, и золото — свет небесный.

Большой императорский дворец в Константинополе. V век
В отличие от культовых сооружений эпохи пол Большого императорского дворца в Константинополе содержит большое число
изображений бытовых сцен с участием людей и животных

Обращает на себя внимание фоновая мозаичная выкладка – сотни тысяч кусочков
однотонной белой мозаики образуют причудливый узор, в котором поражают масштабы работ и аккуратность древних мастеров.

Церковь Сан-Витале в Равенне, VI век
В композициях господствует идеальная уравновешенность. Архитектурные формы, растительные мотивы, человеческие тела,
уподобленные простейшим геометрическим фигурам, словно вычерчены по линейке. Драпировки не имеют ни объема, ни живой мягкости.
Ни в чем нет живого ощущения вещества, хотя бы отдаленного намека на природное дыхание. Пространство окончательно
утрачивает какое-либо сходство с реальностью.

Базилика Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне, VI век
В изображении мучеников и мучениц четко прослеживается тенденция, которую можно назвать сакрализацией стиля.
Изображение намеренно стремится отрешиться от каких бы то ни было конкретных жизненных ассоциаций. Исчезает
даже отдаленный намек на воображаемое пространство или среду действия — все свободное пространство занимает
бесконечный золотой фон. Цветы под ногами волхвов и мучениц играют чисто символическую роль и еще больше
подчеркивают ирреальность изображенного.

Базилика Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне, VI век
Стиль мозаик обнаруживает явственные признаки западного вкуса. Формы абстрактны и нарочито упрощены,
в композиции господствует линейный ритм. Широкие и бесплотные пятна силуэтов окрашены ровным цветом, только он, собственно,
и сохраняет выразительность. Внешняя нарядность, цветовая звучность компенсируют анемичность и аморфность стиля.

картина

Многие из произведений, созданных в византийской живописи, были фигурами Девы Марии с Младенцем Иисусом в руках. Это был самый повторяющийся религиозный мотив за все время существования этого искусства, подчеркивая религиозное влияние на художников того времени..

Рисованные фигуры были очень стилизованы, но они были неестественными и даже абстрактными. По мнению историков, это могло быть связано со снижением реалистичных стандартов периода. Тем не менее, это также может означать просто изменение стиля искусства, которое поддерживалось в течение нескольких веков.

Кроме того, церковь и монастыри диктовали стиль искусства, которым должны были пользоваться художники, что не позволяло византийской живописи процветать свободно, как это было в других художественных движениях..

Картины во многих случаях даже не были «творениями» художника. Это были просто изображения, запрошенные католической церковью, и художники должны были придерживаться запросов, сделанных им их религиозными руководителями.

Эти влияния высшего командования Церкви частично помогли, что византийская живопись была однородна в течение всего этого художественного периода. Для членов высшего командования Церкви художники были лишь средством для осуществления разработанных ими образов..

Основные методы

У периода византийского искусства было два стиля живописи, которые выделялись как главные: те картины, созданные в фресках, и картины, созданные в мольбертах.

Большая часть росписей византийского искусства была сделана из дерева с использованием масляной краски или темперы для создания изображений. Эти фрески были сделаны, более всего, в церквях и храмах.

Они были только религиозными композициями, носили символический характер и соответствовали абстрактным характеристикам византийского стиля. Художники не стремились четко представлять образ человека, а скорее создавали рациональное представление того, что считалось их природой..

Поскольку византийское искусство развивалось в разные периоды, менялись позы людей и их выражения. Эти изменения отражают эволюцию византийского художественного стиля за более чем тысячу лет существования..

Наиболее распространенными темами, написанными на фресках, были: Дева Мария, Младенец Иисус, Воскресение, Страшный Суд и Слава Божья.

Среди самых выдающихся византийских картин: иконы Святой Екатерины де Синай, Муралес монастырей Метеоры и фрески монастырей Монтес-Альтос..

скульптура

Очень мало скульптурных произведений было создано в византийский период. Тем не менее, скульптура использовалась в меньших масштабах в некоторых значительных небольших творениях эпохи.

Например, раньше он лепил небольшие художественные рельефы из таких материалов, как слоновая кость. Это в основном использовалось для украшения обложек книг, коробок с реликвиями и других подобных работ меньшего масштаба.

В то время как не было никаких значительных крупномасштабных скульптур (мозаика была предпочтительна для архитектурного украшения), более богатые люди Византии действительно просили создание скульптурных элементов.

Это произошло больше всего в Константинополе, столице империи. Там, в высшем обществе, были маленькие золотые произведения с некоторыми орнаментами для вышивания. Скульптурные произведения большего масштаба существовали на этом этапе истории человечества, но не в основном в византийский художественный период.

Резные фигурки из слоновой кости, которые чаще всего использовались для создания, были диптихами и триптихами с религиозной темой, представляющими библейские события, такие как распятие Христа..

Одним из наиболее ярких примеров византийской скульптуры является диптих Асклепия, созданный в 5 веке и в настоящее время находящийся в Городском музее Ливерпуля..

Александровская мозаика

Одним из самых ценных и интересных объектов, чудом дошедших до нашего времени, является так называемая Александровская мозаика. Она выполнена за несколько столетий до нашей эры и изображает сражение войск Александра Македонского и персидского царя Дария III.

Персы тогда потерпели поражение, и на мозаике Дарий III ударился в бегство на колеснице. А вот саму мозаику археологи обнаружили при раскопках Помпей, в «Доме Фавна». Это один из бесценных шедевров мирового искусства, состоящий из полутора миллионов кусочков камня. Он хранится в национальном археологическом музее Неаполя.

Картина из элементов четырех цветов размером 5,82 х 3,13 метра служила напольным покрытием дома. Как сообщил древнеримский историк Плиний Старший, Александровская мозаика была копией работы греческого живописца Филоксена из Эретрии.

Икона «Лествица»

Конец XII века. Монастырь Святой Екатерины, Синай

Wikimedia Commons

Одной из самых популярных книг у византийцев было поучительное сочинение VII века «Лествица» Иоанна Лествичника: описывая в своих словах-наставлениях монашеские добродетели и пороки, Иоанн рисовал образ духовного восхождения монаха к Богу. Текст «Лествицы» послужил основой одноименной иконографии, сложившейся в XI веке и ставшей необыкновенно популярной в средневизантийский период. Самым знаменитым ее примером является синайская икона конца XII века.
Тридцать ступеней лестницы (по числу слов-наставлений) составляют смысловой центр композиции: монахи, возглавляемые Иоанном Лествичником и архиепископом Антонием (возможно, главой синайского монастыря, для которого икона и была написана), восходят ко Христу, некоторые же члены братии, не выдержав искушения, падают в черную пасть ада.
Исключительно высокая по качеству икона могла быть создана как на Синае, так и в Константинополе. В пользу местного происхождения свидетельствует ее оборот, украшенный взятыми в круг крестами и надписью «Иисус Христос ника» (с греческого — «Иисус Христос побеждает») — аналогичные изображения присутствуют на нескольких других памятниках XII века из собрания монастыря.

Идеально сбалансированная композиция (две диагонали, образованные лестницей с одной стороны и взирающими друг на друга монахами и ангелами с покровенными руками, свидетелями монашеского подвига, — с другой), тонкость письма (прием «золото на золоте», при котором золотой фон оживляют мерцающие, будто залитые мистическим светом нимбы и диски), воплощенный в иконе образ аскетической праведности и трудного восхождения к жизни вечной делают «Лествицу» одним из совершенных созданий зрелого византийского искусства.

София Константинопольская

532–537 годы. Стамбул

София Константинопольская. 1910–1915 годы

Святая София — главное архитектурное творение Византии, созданное малоазийским математиком Анфимием из Тралл и архитектором Исидором из Милета. Не просто первый храм империи, но средоточие ее церковной и политической жизни, неотъемлемая часть скрупулезного, до мелочей продуманного придворного церемониала, описанного, в частности, в трактате «О церемониях» Константина Багрянородного.

Святая София стала высшим достижением архитектуры Византии, будучи наследницей античной архитектуры. Ее идею в XV веке сформулировал архитектор Донато Браманте  Донато Браманте (1444–1514) — итальянский архитектор, построивший базилику Святого Петра в Ватикане.: «Купол Пантеона  Пантеон — храм в Риме, построенный в 126 году нашей эры. Представляет собой ротонду, перекрытую полусферическим куполом., выросший на базилике Максенция  Базилика Максенция — храм в Риме, построенный в 308–312 годах нашей эры в форме базилики: прямоугольного строения, состоящего из трех продольных нефов, перекрытых каменным сводом.». Действительно, гениальной догадкой авторов Святой Софии явилась мысль о слиянии двух архитектурных идей Античности: продольный корабль центрального нефа  Неф (от лат. navis — «корабль») — вытянутая прямоугольная часть интерьера, ограниченная одним или двумя рядами колонн и/или стеной. На нефы часто делится пространство средневековых западных и восточных храмов, куда они пришли из древнегреческой и римской архитектуры. (длиной 80 метров) и венчающая его сфера (плоский, на низком барабане и невероятно широкий купол диаметром 31 метр) стали единым целым: распор гигантского купола «гасят» полукупола, покоящиеся на мощных, сложной формы столбах, от которых каменная масса ниспадает на паруса и арки. Благодаря этому боковые стены здания стали хрупкими, сплошь изрезанными окнами, а весь интерьер Софии оказался залит светом, преображающим каменную массу, делающим ее невесомой и нематериальной.

Тонкая скорлупка стен, снаружи нейтральная (однообразная плинфа  Плинфа — широкий и плоский обожженный кирпич.), а внутри драгоценная (золото, натуральные камни, обилие естественного и искусственного света), оказалась важнейшей находкой византийской архитектурной эстетики и воплотилась в огромном разнообразии форм. А купол Софии стал идеей фикс византийской, а затем и османской архитектуры, так никогда никем не повторенной: слишком сложным и амбициозным оказался проект архитекторов .

Интерьер Софии Константинопольской. 2000-е годы De Agostini Picture Library / Getty Images

Сразу после завершения постройки Святой Софии ее купол дал трещину и затем неоднократно переживал ремонты (первый из них случился после землетрясения в 557 году), в ходе которых его укрепили, построив  и заложив часть окон барабана. Неудивительно, что со временем внешний облик Софии сильно мутировал: ее логичный конструктивный каркас оказался скрыт мощными каменными ризалитами  Ризалит — часть фасада, во всю высоту выступающая за его основную линию., мелкими башенками и всевозможными служебными помещениями.

Архитектура

Важное место в искусстве Византии занимает её архитектура. Её храмы значительно отличаются от классических античных храмов

Храм в эпоху античности выступал как обитель Бога, в то время как обрядовые действия и празднества происходили снаружи, вокруг храма или на прилегающей к нему территории. Поэтому в античных священных сооружениях главным был не интерьер, а экстерьер, т.е. внешний вид. Христианская же церковь строится как место, где собираются верующие, поэтому в ней главное значение имеет интерьер, но при этом внешний вид не теряет своего значения. В таком ключе был возведён храм св. Софии в Константинополе (532-537 гг.). Этот храм стал самым выдающимся и самым знаменитым творением византийской архитектуры. Его авторами являются зодчие Анфимий и Исидор. На первый взгляд может показаться, что это священное строение не выглядит слишком монументальным, однако его отличают великолепие форм, строгость и стройность композиции. Внутри он кажется необъятным. Эффект безграничного пространства создаёт прежде всего огромный купол, диаметром 31 метр, и находящийся на высоте 55 метров.

Нужна консультация преподавателя в этой предметной области? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Византийские архитекторы прославились и за пределами своей страны. В этом плане стоит отметить собор Сан-Марко (св. Марка) в Венеции, постройка которого датирована XI в. Это сооружение представляет собой пятинефную базилику, в которую удачно и органично вписан равноконечный крест. Каждый отрезок креста перекрыт собственным куполом, и повторяет в общей конструкции единую тему креста в квадрате. Самый большой купол находится в центре постройки. Интерьер собора поражает своим великолепием, он украшен полихромной мозаикой и облицован мраморными плитами.

В последний период существования Византии (XIII-XV вв.) её архитектурные творения становятся всё более сложными. Монументальные строения распадаются как бы на несколько небольших самостоятельных построек. Кроме этого, всё больше значения придаётся наружной декорации построек. Яркий пример тому монастырь Хора в Константинополе, который впоследствии был перестроен в церковь Кахриз Джами.

Минологий Василия II

Начало XI века. Ватиканская библиотека

20 тысяч мучеников никомидийских. Миниатюра из Минология Василия II. Начало XI века

X–XI века в Византии стали временем больших агиографических  Агиография — совокупность житий святых и других жанров, посвященных жизни и деятельности святых, таких как чудеса, мученичества и проч. проектов вроде минология  Минологий — сборник житий святых, расположенных в порядке их поминовения в течение литургического года (с сентября по август). Симеона Метафраста, стилистической унификации житийных текстов и составления сборников, свободных от доиконоборческих маргинальных сюжетов.

Рукопись, ныне хранящаяся в Ватикане, была задумана как роскошный иллюстрированный сборник житий святых, преподнесенный императору (976–1025). Каждое житие занимает всего 16 строк на странице, тогда как остальная ее часть отведена под миниатюры. Это уникальный для византийского книгописания случай подчинения текста изображению: миниатюры были написаны первыми (на нескольких страницах область текста так и осталась пустой). Кодекс сохранил имена восьми художников, трудившихся над созданием 430 иллюстраций — беспрецедентный материал для анализа не только почерка мастеров, но и вопроса об их кооперации внутри артели.

Минологий Василия II — блистательный пример зрелого византийского искусства: на миниатюрах с портретами святых и сценами их мученичества найден тонкий баланс между имитацией реальности, характерной для Античности, и средневековой условностью и аскетичностью. Естественные, свойственные природе формы превращаются в геометрические; мягкие полутона — в золотой ассист  Ассист — линии, нанесенные золотом по красочному слою. Символизирует божественный свет.; лица с индивидуально-конкретными чертами — в застывшие симметричные лики.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий