Лепнина и барельефы на стены: материалы, виды, технология, для начинающих и посложнее

Что можно украсить барельефом

У многих людей при мысли о барельефе сразу же всплывают в памяти фото произведений известных мастеров, украшающих фасады зданий или постаменты статуй. Однако даже в самой обычной квартире можно найти множество мест и поверхностей, на которых будет хорошо смотреться барельеф.

Барельеф небольшого размера станет прекрасным украшением поверхности различных предметов наподобие рамок для фото, зеркал, декоративных панно и шкатулок. Также такую отделку можно поместить на дверцы шкафчиков, ящики комода, письменного стола.

  • Более крупные барельефы могут украшать дверные проемы и сами двери, камины, торцы крупной мебели.
  • Стена – подходящее место даже для барельефа среднего и большого размера. Ромашки, скачущие кони, заснеженное дерево или льющийся водопад – невероятно красивые композиции способны гармонично смотреться на стене в любой комнате, будь то столовая или спальня.

Барельефы на стене не нуждаются в дополнительной покраске – они прекрасны сами по себе. Однако иногда после создания их покрывают лаком или росписью, чтобы подчеркнуть отдельные элементы картины или вписать в определенную стилистику интерьера.

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ: Декоративное покрытие стен фактурной краской

Какие материалы и инструменты нужно подготовить

Создание объемной композиции требует приобретения некоторых материалов: одни из них продают в художественном, другие – в строительных магазинах. Там же есть все необходимые инструменты.

Список инструментов и материалов, необходимых для самостоятельного создания барельефа:

  • простой карандаш, ручка, фломастер или маркер;
  • кисти;
  • трафареты;
  • эскиз рисунка;
  • мастихины;
  • пленка из полиэтилена;
  • шпатель;
  • нож или резак;
  • наждачная бумага;
  • кельма;
  • грунтовка;
  • емкость для заготовки смеси;
  • скотч (малярный);
  • скребки;
  • губки абразивные – несколько штук разной степени жесткости;
  • цветные колеры или краска;
  • гипс, шпатлевка (из глины), глина или алебастр;
  • перчатки.

Чтобы сделать объемную конструкцию на стене можно выбирать любой из нижеприведенных материалов:

  • глина;
  • алебастр;
  • гипс;
  • шпатлевка;
  • штукатурка (декоративная или гипсовая).

Дополнительная информация! Гипс на протяжении многих лет первый по популярности материал. Прежде всего, из-за экологичности. Из него делают декоры различной конфигурации: от простых до сложных. Покрытие акрилом создаст дополнительный защитный слой от лучей солнца, осадков (при нахождении конструкции на улице).

Обратное литье

Эту технику лепнины может освоить любой новичок, который решил самостоятельно сделать на стене в квартире барельеф. Данный способ предусматривает выполнение следующих действий:

  • Модели, сделанные из гипса, пластика, пластилина и алебастра, создаются в нужном количестве с помощью отливных форм.
  • Их выкладывают на плоскую поверхность, которая застилается пластиковой пленкой.
  • Каждую модель обмазать ланолином, что позволит деталям прилипнуть к поверхности. Ланолин впитывается в течение 1-2 часов, на моделях должен появиться жирный блеск.
  • Сделать алебастровый или гипсовый раствор, которым обмазывают модели. Толщина слоя должна составлять 1 см. Раствор необходим для того, чтобы сформировать анкера и ребра жесткости.
  • Обмазку обработать каркасом из мягкой проволоки, а его ветви скрепить медной проволокой.
  • Обмазать детали раствором, сделанного из цемента и песка. Толщина слоев должна составлять 5 см и больше.
  • Сформировать опорную поверхность, которая называется изложницей.
  • Отделить детали от стола или другого материала, на котором выкладывались модели, с помощью клина.
  • Внутреннюю часть опорной поверхности защитить медной щеткой, а дефекты исправить гипсом или алебастром.
  • Снять с изложницы облой, с внутреннего ребра – фаску, которая нужна для прохождения и крепления деталей.
  • Смазать внутри изложницу ланолином.
  • Заполнить внутреннюю часть изложницы послойными шарами массы для литья.
  • Вставить формы-проушины с ручками, за которые отливку легче будет доставать.
  • Залить последний слой раствора тогда, когда проушины прочно застрянут в последнем слое.

Полезные советы

В качестве дополнительных материалов можно использовать пенопласт, картон и даже шпагат. Из пенопласта и картона можно вырезать мелкие элементы, покрыть их штукатуркой и просто приклеить к композиции на стене, так же как и заранее загипсованный кусочек шпагата, свернутый в причудливый завиток.

Если крупные элементы отваливаются и не держатся на поверхности стены, можно попробовать укрепить их с помощью обычного гипсового бинта. Купить его можно в любой аптеке.

На фото часто можно увидеть на стенах барельефы с обилием цветов. Необязательно вылепливать каждый цветок отдельно – их можно сделать из ткани или бумаги и просто покрыть смесью из гипса и ПВА. После высыхания элементы крепятся к основной композиции с помощью густого алебастра.

Если в разгар работы вы поняли, что создание барельефа на поверхности стены своими руками слишком трудно для вас, можно попробовать обратиться за помощью к опытному специалисту. Найти такого человека в своем городе можно с помощью социальных сетей и досок объявлений. Лучше вовремя оценить свои силы и передать работу под чье-либо руководство, чем просто соскрести со стены и выбросить гору недешевой штукатурки.

Подготовка поверхности – замешиваем раствор и вылепливаем фон

Любому жилому помещению нужна индивидуальность. В этом отношении барельефы, сделанные своими руками, отличаются бесспорным преимуществом: их размеры и формы не ограничены, материалы для их изготовления продаются в любом строительном магазине за вполне доступную цену, а само их изготовление представляет собой творческий и очень занимательный процесс.

Прежде всего, выберем участок стены, который будем украшать

Обратите внимание на его освещенность, будет ли это естественный свет от окна или понадобится искусственная подсветка, ведь именно игра света и тени визуально увеличивают объем и подчеркивают фактуру изображения

Теперь подберём эскизы и определимся с размером изображения. Конечно, сцена из охоты или репродукция знаменитых полотен Микеланджело в вашей гостиной смотрелись бы великолепно, но вряд ли у вас получится воплотить их в реальность, поэтому стоит начать с небольших элементов, включающих в себя растительные орнаменты, геометрические фигуры, а еще проще какие-то детали абстракции.

Без данного набора инструмента начинать не имеет смысла

Для работы нам понадобятся:

  • Резиновые перчатки;
  • Кельма;
  • Шпатель;
  • Широкая плоская кисть;
  • Мастихин;
  • Пищевая пленка.

Перед началом работ обязательно подготавливают поверхность: снимают с участка стены старое покрытие, выравнивают, при необходимости оштукатуривают и обязательно покрывают слоем грунтовки для лучшего сцепления материалов. Стену оставляют до полного высыхания.

Изготавливают лепнину из глины, алебастра, гипса или штукатурных смесей на его основе. Рецепт приготовления гипсового раствора – это 1,5 кг гипса на 1 л воды. Для пластичности в него добавляют немного клея ПВА и все тщательно вымешивают. Из полученного мягкого «теста» легко формировать будущий барельеф, а начинать следует с основного фона. Обычно это поверхности с некоторой текстурой. Например, несколько беспорядочных мазков кистью по влажной штукатурке или движения малярного валика оставят оригинальные следы.

Хорошим фоном для барельефа станет декоративная штукатурка, имитация кирпичной или каменной кладки, мелкий «песчаный» рисунок, оставленный обычной губкой или же фактурная поверхность нарочито грубого оштукатуривания. В случае если барельеф планируется не в виде панно, а как отдельный выступающий элемент, то стену вокруг него нужно предварительно оклеить малярным скотчем, чтобы защитить ее от загрязнения.

Барельеф цветы на стене

Букеты, бутоны или отдельные цветы тоже доступны начинающим художникам декораторам – принцип тот же. Потрясающе смотрятся лилии в интерьере комнаты.

Барельеф, как произведение искусстваИсточник otdelkasten.com

Эскиз создают на кальке и переносят на штукатурку. Можно разбить рисунок на мелкие квадраты и скопировать карандашом каждую секцию.

Формировка контура на фанереИсточник yandex.net

Мастихином и акриловой смесью прокладывают стебли, стараясь, чтобы центральная часть была самой высокой в композиции. Выписывают лепестки, середины, делая тычинки крупно фактурными. Лепесток одной стороной возвышается, а другая прилегает к стене.

Образец правильной подсветкиИсточник mr-build.ru

Потом закатывают валиком весь барельеф с цветами и стену белой акриловой краской. Отбивают край рисунка золотой полутенью. Объёмная картина готова!

В этом видео инструкция для начинающих ваятелей:

Техника работы

Можно выполнять барельеф, используя различные материалы:

  • камень;
  • глину;
  • гипсовую штукатурку;
  • обычный гипс.

Последние два варианта являются наиболее простыми и доступными в работе.

Работа выполняется по следующему алгоритму:

  1. Собирается ящик из четырёх фанерных реек. Он по внешнему виду напоминает поднос. Высота и размеры его должны соответствовать плите будущего рельефа.
  2. В форму настилают пленку из полиэтилена. Расправляют её так, чтобы количество складок было минимальным.
  3. Готовят раствор штукатурки, цементно-песчаной смеси и гипса согласно инструкции, после чего заливают в форму. Можно полученный состав перекладывать в картонную коробку, положив заранее туда плёнку. В качестве альтернативы выступит рамка, которую кладут на стекло и приклеивают скотчем.

Если вы намереваетесь обустроить высокий рельеф, то можно поставить арматуру из проволоки. Она в дальнейшем тоже будет располагаться внутри фигур рельефа, связывая их и основы.

После этого необходимо дождаться, пока схватится смесь. Если в составе присутствует цемент, то для затвердевания его требуется от 10 до 12 ч. Иначе бетонный слой не схватится с основой. Используя алебастр, отвердевание наступает после нагревания поверхности. Изделие можно доставать из формы на стадии затвердевания. Со стороны уложенной пленки поверхность получится вощеной. Противоположные части, наоборот, будут шероховатыми.

Следующим этапом является создание изображения посредством лепки, когда наносятся контуры объемного изображения на плиту. Вслед за этим начинается наращивание объема внутри контура. С этой целью применяют заново приготовленную смесь. Делать это надо в несколько приемов, чтобы каждый слой мог незначительно схватиться и затвердеть.

Работать с алебастром удобно и просто, так как любые его излишки удаляются ножом. Делать это надо в такие моменты, когда материал влажный. Корректировать его можно резцами, стамеской, которая предназначена для работы с древесиной. Он выравнивается с легкостью при использовании наждачной бумаги. Как только гипс или алебастр высыхают, их значительно сложнее резать и обрабатывать их поверхность шкуркой.

Если требуется выполнять углубленное изображение, возможны два пути:

  • заглублять рисунок, подбирая то или иное количество материала резцами и стамеской;
  • наращивать вокруг изображения фоновый слой, шлифуя в дальнейшем фон до ровной поверхности.

Во время работы можно смачивать плитку. Метод лепки считается более экономичным, по сравнению с резьбой. Другим способом формирования объемного изображения является приклеивание отлитых деталей на плиту-основу. Также можно устанавливать их заранее на стену. При этом швы между ними замазывают гипсом или зачищают наждачкой.

Одним из самых сложных и эффективных в то же время методов считается обратное литье. Когда-то этот способ использовался при изготовлении природных элементов декора. Как только плита застывала, ее доставали из формы. На лицевой стороне формировался отпечаток углубленного изображения, так называемый контррельеф. Он в полной степени отражал декоративные особенности материала. В дальнейшем такую плиту могут использовать как украшение либо форму, отливая при помощи неё новые плитки. Готовые изделия смотрятся как настоящие, и в этом их преимущество.

Фасадный декор из гипса

При наличии определенных добавок гипс можно успешно использовать для создания фасадных конструкций. Этому материалу можно придать любую форму, создать сложные узоры и орнаменты.

Нужно иметь в виду, что гипс имеет низкую устойчивость к прямым механическим нагрузкам, поэтому чаще всего декоративные элементы закрепляют на верхних этажах, поскольку нижние с большей вероятностью могут пострадать.При монтаже следует учитывать, что в отличие от керамической плитки гипс впитывает влагу. Мокрые и крупные накладки становятся чрезвычайно тяжелыми, поэтому они должны крепиться максимально надежно.

Материалы

Как понятно из названия, первоначально лепные детали делались вручную. Сегодня такой способ используют реже, стандартные декоративные элементы отливают или отпрессовывают в формах. Кроме натуральных материалов широко используются полимеры: это снижает стоимость изделий и расширяет возможности декораторов.

Гипсовая

Традиционная техника, широко использующаяся для фасадных и интерьерных работ. Сырье готовится путем смешивания гипсового порошка или алебастра с водой и красителем. Из гипса можно изготовить детали любой сложности, они долговечны, прочны, не теряют цвет и не деформируются.

Лепнину из гипса легко шлифовать, грунтовать, окрашивать, патинировать, покрывать лаком. При незначительных повреждениях лепные элементы без проблем реставрируются. Готовые изделия экологичны, негорючи, не реагируют на перепады температур, не крошатся и не выделяют вредные соединения.

В случае необходимости гипсовые детали можно демонтировать и использовать повторно. Гипсовая лепнина придает комнатам респектабельный вид и уместна в любом интерьере.

Среди основных минусов – большой вес крупных элементов. Гипсовую лепнину сложно монтировать самостоятельно, для безопасности и надежности стоит привлечь к работе профессионалов. Пористая текстура материала не подходит для помещений с высокой влажностью (ванных комнат, бассейнов, кухонь).

Полимербетон

Современный материал, который часто называют литьевым мрамором. Обладает всеми качествами натурального камня, при этом его цена значительно ниже.

В состав входят сухой цемент, акрил, полимерные смолы, красители. Нужную фактуру придают добавки: кварцевый песок, слюда, мраморная крошка. Благодаря разнообразному составу ценовой разброс на готовые изделия очень широк, возможно изготовление любых элементов на заказ.

Полимербетон активно применяется для наружных работ, но незаменим в помещениях с повышенной влажностью, например, в ванных комнатах.

Отличается прочностью и долговечностью, влагостоек, не теряет цвета, не растрескивается. Подходит для изготовления любых лепных элементов, от балюстрад и колонн до массивных барельефов и ажурных фризов.

Стеклопластик

Смесь стекловолокна и кварцевых волокон с различными полимерами. Материал прочный, долговечный, не подвержен воздействию высоких температур. Не выделяет химических запахов и может использоваться для отделки любых помещений.

Из стеклопластика изготовляют простые лепные элементы. Для ажурных потолочных розеток и фризов он не предназначен.

Лепнину из стеклопластика можно крепить самостоятельно, чаще всего в интерьере используют простые молдинги, карнизы, плинтусы. Готовые элементы подходят для декорирования мебели и изготовления фальш-каминов.

Полиуретан

Достаточно прочный материал, спокойно переносящий температурные перепады и повышенную влажность. В состав входят различные полимеры и красящие вещества. Из этого материала изготавливают любые накладные элементы, они пластичны, легко сгибаются, хорошо держатся на неровной поверхности.

Лепнину можно использовать для отделки арок и других сложных рельефов. Готовые изделия из полиуретана имеют небольшой вес, их легко монтировать самостоятельно. Основной минус – хрупкость. При монтаже изделия легко повреждаются, отреставрировать их невозможно.

При горении полиуретан выделяет токсичные вещества.

Полистирол

Самый бюджетный вариант, подходящий для самостоятельного ремонта. Детали изготавливаются методом прессования: горячая масса продавливается в формы. Материал очень легкий, легко крепится на стены и потолок, разрезается любым острым ножом. Требует аккуратного крепления, скрывающего стыки. Может окрашиваться и лакироваться, экологически нейтрален, не подвержен возгоранию.

Не отличается долговечностью, со временем полистироловые детали могут раскрошиться, терять цвет, деформироваться. Лепнина  неэластична, ее редко используются для отделки сложнорельефных поверхностей. Проще работать с обычными карнизами, молдингами,  небольшими готовыми элементами: угловыми накладками, розетками.

Изготовление гипсового раствора для лепнины

Перед тем как приступить к самому ответственному этапу следует убедиться, что все материалы и инструменты находятся под рукой, так как гипс схватывается очень быстро. Для приготовления раствора потребуется 10 частей сухого вещества гипса и 7 частей воды, которая вливается постепенно, но быстро и тщательно перемешивается с помощью дрели с насадкой «миксер».

Далее, потребуется в смесь добавить предварительно разведенный в воде клей ПВА (приблизительно 1 часть), который придаст ей пластичность и избавит в дальнейшем готовое изделие от растрескивания после высыхания. В итоге смесь, готовая для заливки в форму, должна иметь консистенцию густой сметаны.

После того как гипсовый раствор будет залит в форму, с помощью шпателя выравнивается его поверхность. Это позволит в дальнейшем обеспечить более плотное прилегание к стене или потолку

Особенно важно обращать внимание на этот момент, если будет крепиться лепнина на потолке, так как в этом случае требуется получение максимально надежного соединения

В форме изделие схватывается приблизительно 15-20 минут, в зависимости от температуры воздуха и влажности, после чего его аккуратно достают и оставляют на 1-3 суток для полного высыхания.

Окончательным штрихом в изготовлении лепнины является корректировка ее поверхности с использованием мелкой наждачной бумаги. С ее помощью легко избавиться от характерной шероховатости, можно устранить небольшие дефекты изображения и т. д.

Так как гипсовые изделия имеют достаточно значительный вес, то обратную сторону рекомендуется обработать грунтом для лучшей адгезии с поверхностью, а на большие элементы фиксируют малярную сетку, после чего также обрабатывают грунтовочными составами.

Подготовка поверхности – замешиваем раствор и вылепливаем фон

Любому жилому помещению нужна индивидуальность. В этом отношении барельефы, сделанные своими руками, отличаются бесспорным преимуществом: их размеры и формы не ограничены, материалы для их изготовления продаются в любом строительном магазине за вполне доступную цену, а само их изготовление представляет собой творческий и очень занимательный процесс.

Прежде всего, выберем участок стены, который будем украшать

Обратите внимание на его освещенность, будет ли это естественный свет от окна или понадобится искусственная подсветка, ведь именно игра света и тени визуально увеличивают объем и подчеркивают фактуру изображения

Теперь подберём эскизы и определимся с размером изображения. Конечно, сцена из охоты или репродукция знаменитых полотен Микеланджело в вашей гостиной смотрелись бы великолепно, но вряд ли у вас получится воплотить их в реальность, поэтому стоит начать с небольших элементов, включающих в себя растительные орнаменты, геометрические фигуры, а еще проще какие-то детали абстракции.

Без данного набора инструмента начинать не имеет смысла

Для работы нам понадобятся:

  • Резиновые перчатки;
  • Кельма;
  • Шпатель;
  • Широкая плоская кисть;
  • Мастихин;
  • Пищевая пленка.

Перед началом работ обязательно подготавливают поверхность: снимают с участка стены старое покрытие, выравнивают, при необходимости оштукатуривают и обязательно покрывают слоем грунтовки для лучшего сцепления материалов. Стену оставляют до полного высыхания.

Изготавливают лепнину из глины, алебастра, гипса или штукатурных смесей на его основе. Рецепт приготовления гипсового раствора – это 1,5 кг гипса на 1 л воды. Для пластичности в него добавляют немного клея ПВА и все тщательно вымешивают. Из полученного мягкого «теста» легко формировать будущий барельеф, а начинать следует с основного фона. Обычно это поверхности с некоторой текстурой. Например, несколько беспорядочных мазков кистью по влажной штукатурке или движения малярного валика оставят оригинальные следы.

Хорошим фоном для барельефа станет декоративная штукатурка, имитация кирпичной или каменной кладки, мелкий «песчаный» рисунок, оставленный обычной губкой или же фактурная поверхность нарочито грубого оштукатуривания. В случае если барельеф планируется не в виде панно, а как отдельный выступающий элемент, то стену вокруг него нужно предварительно оклеить малярным скотчем, чтобы защитить ее от загрязнения.

Основные этапы изготовления барельефа

2.
Итак, вы твердо решили разместить на одной из своих стен барельеф, и выполнить эту работу хотите своими руками. Прежде всего необходимо выбрать стену, на которой будет размещен ваш барельеф

Очень важно оценить на этом этапе какое освещение — дневное или электрическое под каким углом будет освещать это место на стене


Далее, выбираем изображение. Если у вас отсутствует опыт нанесения барельефов — не стоит браться за сложные сюжетные картины. Правда очень простые и
скучные изображения, хоть и просты в исполнении, но вряд ли будут вам интересны. Возьмите изображения цветов или деревьев. Главное, что бы уже на
этом этапе изображение было приятным и радовало вас. Так же, не рекомендуем начинающему скульптору браться за крупные изображения. Начните с небольших на планшете — им может послужить ДВП или гипсокартон.
Когда изображение выбрано, приступаем к работе.

Материалом, из которого выполняется изображение, может быть глина, алебастр, гипс. Новичкам рекомендуется гипс или гипсосодержащая штукатурка.
Теперь нам необходимо изготовить трафарет. Кстати, для первых опытов вполне можно использовать уже готовые трафареты, которые продаются в строительных магазинах.
Если вы решили изготовить трафарет самостоятельно, то вам потребуется копировальная бумага и материал для трафарета — лучше всего, если это будет пластик.
Изображение аккуратно переносим с помощью копировальной бумаги и карандаша на пластик, а затем вырезаем трафарет. Отверстия вырезаем аккуратно, не оставляя заусенцев.
Имейте в виду, что трафарет можно использовать только один раз поэтому если предполагается нанесение
на стену орнамента — повторяющегося рисунка, необходимо заранее подготовить необходимое количество трафаретов.


Стена, на которой будет размещен барельеф, должна быть ровной и гладкой. Стену необходимо загрунтовать перед нанесением барельефа.
К стене, в определенном ранее месте прикрепляем трафарет с помощью клея или малярного скотча.
Затем наносим мелкозернистую шпатлевку на трафарет. В строительных магазинах можно приобрести уже готовую шпатлевку, либо развести сухую шпатлевку
самостоятельно — она должна представлять собой вязкую массу. Такая консистенция наиболее подходит для работы с барельефами.
Шпатлевка должна быть нанесена таким образом, что бы отверстия трафарета были заполнены шпатлевкой полностью.
Шпателем как следует придавливаем шпатлевку в трафарет.


Когда шпатлевка затвердеет, аккуратно удаляем трафарет. При необходимости, шлифуем получившийся рисунок наждачной бумагой.


На этом работу с барельефом можно считать оконченой.

Окрашивание барельефа

3.
Для того что бы барельеф был более интересным, его можно покрыть краской.
Окраска барельефа осуществляется до снятия трафарета, особенно если окраска производится с помощью аэрозольных красок

Важно, что бы
трафарет был целым, иначе вы «окрасите» еще и часть стены. Барельеф, особенно орнаментальный рисунок, для создания большего эффекта покрывают золотой или перламутровой краской

При окрашивании барельефа с изображением представителей флоры и фауны можно использовать интересную технику, при которой сначала наносится темня краска, а затем, оставляя темные контуры,
светлая

Так получается более насыщенное и глубокое изображение.
Важно помнить, что к окрашиванию можно приступать лишь после того, как шпатлевка полностью высохла. Как правило, спустя сутки после нанесения барельефа

Существует множество всевозможных техник, по нанесению барельефа на стену, однако все они требуют наличия определенных знаний и навыков. Поэтому, если вы новичок в данном вопросе, начните с техники описаной выше.

Видео: мастер — класс барельеф на стене своими руками

Оформляя интерьер квартиры или дома, можно сделать барельеф на стене своими руками.

Украшения такого вида с полным основанием называются эксклюзивными, ведь барельеф делает дизайн квартиры или дома просто уникальным, ибо повторить уже сделанную работу даже у автора не всегда получается.

Для человека, который никогда не сталкивался с этим направлением в изобразительном искусстве, очень часто не хватает решимости на создание такой картины.

Однако хорошо известно, что не боги горшки обжигают. Прочитав данный материал, вы узнаете, как можно выполнить барельеф на стене самостоятельно.

И барельефы в своих квартирах лепят не только профессиональные скульпторы и художники.

Дизайн своего жилища начинающий мастер все чаще выполняет собственными руками. В том числе и барельефы на стенах.

Виды барельефов

Барельеф на стену выполняется в технике низкого рельефа (вверху слева на рис.) или высоким, с выступающими фигурами (вверху справа). Высокий барельеф называется еще горельефом. Технически горельеф отличается от низкого барельефа тем, что фигуры лепятся как круглая скульптура (см. далее). Низкий барельеф хорошо смотрится в любом освещении, кроме совсем тусклого, а горельеф выигрышнее в рассеянном свете.

Виды барельефов

В жилых помещениях, освещенных чаще всего достаточно ярко и равномерно, имеет смысл использовать смешанную технику барельефа (слева внизу), не делая фигуры очень уж выпуклыми. Как вылепить барельеф «Дерево Климта», см. напр. видео мастер класса ниже:

Видео: мастер-класс барельеф «Дерево Климта»

Особенность этой работы в том, что в ней используются практически все приемы создания барельефов в домашних условиях. Познакомившись с ними наглядно, вам легче будет понять дальнейшее и применить их в любой технике из описанных далее.

Обратный барельеф, или контррельеф (внизу в центре на верхнем рис.) это уже не лепнина, а резьба по камню (контуры прорезаются вглубь), которая технически много сложнее. Поэтому отметим только, что контррельефу нужен яркий и резкий косой свет, т.к. изображение рисует фактически тень. Есть еще особый вид барельефа – теневой, внизу справа, где весь рисунок образуется тенями от мелких и мельчайших выступов и впадин определенной формы. При перемене направления и угла падения света рисунок меняется, вплоть до изменения выражения лица в течение дня. Теневой барельеф – высочайшее искусство и, увы, недолговечное: выступы и впадины засоряются, а от чистки теряют форму. Рисунок блекнет, размывается, пропадает.

Техники барельефа

Лепнина на стене в домашних условиях может быть выполнена одним их следующих способов, в порядке возрастания технической сложности:

  1. Гипсованием свободных, т.е. изначально не закрепленных на опорной поверхности, не удаляемых моделей;
  2. Гипсованием не удаляемых моделей на опорной поверхности. Эти способы особенно хороши для начинающих, т.к. позволяют получать соотв. высокий и низкий рельеф, не рискуя в случае неудачи необходимостью переделывать всю работу заново;
  3. Обратным литьем из гипса по удаляемой модели. Способ несколько более трудоемкий, но также пригоден для новичков, т.к. над моделью можно корпеть сколько угодно, пока она не будет доведена до идеала. Кроме того, в одной изготовленной по модели изложнице (форме, молде) в домашних условиях можно отлить до 20-30 одинаковых изделий;
  4. Художественная гипсовая лепнина по месту, т.е. непосредственно на опорной поверхности. Требует основательных навыков, но дает возможность создавать большие рельефные панно во всю стену, с обводом углов, заходом на потолок, и полную свободу творческого самовыражения.

По месту или на листе?

Сделать барельеф способами 2-4 возможно как по месту, так и частями на столе или полу. Отличная основа для фрагментов сборного барельефа – гипсокартонный лист, ГКЛ. Его готовят, как базовую поверхность (см. далее), на отдельных листах или их кусках нужной формы выводят части общей картины или законченные композиции (см. рис.), и крепят на выровненную стену.

Рельефные панно

Головки крепежа и стыки фрагментов шпаклюют базовым составом, затем гипсуют и затирают под базовую фактуру. Еще хорошо в сборных барельефах то, что испорченный по неопытности кусок можно переделать, не трогая остальные. А плохо то, что вся композиция получается тяжелой; крепить сборный барельеф к слабым стенам (гипсокартонным, перегородкам из ПГБ и т.п.) нельзя. впрочем, нагружать слабые стены барельефами вообще не рекомендуется – несущая основа должна быть прочнее материала композиции.

Лепнина в интерьере

Применяться могут во многих стилях. Лепнина в интерьере используется широко и потому следует разобраться, в каком дизайне это будет выглядеть уместно.

Изысканные барельефы, карнизы и статуэтки подходят далеко не к каждому стилю интерьера

Все подходящие стили отражены в таблице.

Дизайн
Описание
Римский
Характеризуется обилием подобных элементов. Можно не переживать, что вы переборщите. Нужно только грамотно продумать орнамент деталей.
Арт-Деко
Подходит любителям яркости и креатива

Важно, чтобы декор отличался крестиком и изяществом.
Ампир
Отличается фундаментальностью и подчеркнутой статусностью. Подойдут украшения из этого материала, колонны, арки.
Барокко, рококо
Ключевыми элементами является пышность и легкость

В первом стиле акцентом становится объем и асимметрия. Рококо предполагает орнамент с животными или военными деталями.
Классицизм
Лепнина в интерьере классики отлично смотрится. Главное, следует соблюдать симметрию и продуманность.

Интерьер в римском стиле практически полностью состоит из лепнины

Арт Деко допускает несовместимые на первый взгляд сочетания, креативный дизайн может включать в себя все возможные элементы шика

Гипсовые элементы в Ампире отличаются монументальностью и массивностью

«Галантная» лепнина в стиле Рококо

Декорирование гостиной в стиле классицизма с помощью полиуретановой лепнины

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий