Мозаика в храмах, ✞ примеры и фото разных техник

Читающие дети в Москве

Сущевский Вал, 49

 Russia Wikitravel

Мозаика середины 1960-х годов украшает торец бывшей фабрики «Детская книга». Здесь соединились детские и вполне себе взрослые мотивы — космиче­ские корабли и радуга, вертолеты и искусно выполненные башенные краны, красноармеец со знаменем и Спасская башня, а также читающие дети. Ниже — цитата из Ленина: «Надо, чтобы все дело воспитания, образования и учения молодежи было воспитанием в ней коммунистической морали». Новый застрой­щик, который перестраивает фабричное здание в жилой комплекс, намерен сохранить гигантское панно: это действительно одна из самых впечатляющих мозаик советской Москвы.

Католическая версия Спаса Нерукотворного

Католическая версия появления иконы существенно отличается от православной. Это отражается и во внешнем облике образа.

Во время шествия Христа на Голгофу над ним сжалилась благочестивая еврейка Вероника. Она подала Спасителю льняной платок, дабы он мог вытереть лицо от пота и крови.

Считается, что тот самый платок ныне хранится в соборе Святого Петра в Ватикане. Тем не менее, в той же Италии, в Манопелло, был обнаружен еще один плат чудесного происхождения. Исследования показали схожесть лика Христа на этой реликвии (кстати, он виден с обеих сторон и способен неуловимо меняться) с изображением на Туринской Плащанице.

Тем не менее большинство исследователей считают историю с Вероникой просто красивой легендой.

Описание образа 

Нерукотворная икона Иисуса положила начало эпохальной иконографической традиции. На иконах этого типа изображается только лик Иисуса, обычно окруженный цельным нимбом, символизирующим цельность и единство Веры. Иногда изображение дополняется фоновым изображением креста.

Существуют иконы, где Спаситель окружен второстепенными фигурами: ангелами, апостолами, святыми и медальонами с изображением чудес Господних.

В православии наиболее распространены два типа Спаса Нерукотворного. Первый называется Мандилион («Спас на убрусе») и отсылает нас к чудесной истории с исцелением Авгаря. Изначально голова Спасителя рисовалась на светлом фоне, символизирующем льняную ткань. Позже добавилась имитация складок ткани (например, у прославленного иконописца Ушакова).

Второй тип, Керамидион («Спас на чрепии»), мало отличим от предыдущего. Однако он служит отображением уже упоминавшегося чуда, когда лик, изображенный на платке, отпечатался на глине. На таких образах лик Спасителя отображается на более темном фоне, иногда встречается более-менее детализированное изображение кладки.

Голгофа

1 / 3

Сцена распятия в монастыре Высокие Дечаны, Косово. XIV векBlago Fund

2 / 3

Луна. Фрагмент сцены распятия в монастыре Высокие Дечаны, Косово. XIV векBlago Fund

3 / 3

Солнце. Фрагмент сцены распятия в монастыре Высокие Дечаны, Косово. XIV векBlago Fund

Сцена голгофской казни в православном искусстве сильно отличается от като­ли­ческого. Крест, на котором распят Спаситель, изображается с тремя пере­кладинами: кроме центральной, здесь есть небольшая верхняя (табличка, где на трех языках написано «Иисус Назорей, Царь Иудейский») и нижняя — к ней прибивали ступни казненных. Под крестом изображены череп и кости — останки первого человека, Адама, грех которого искупил «второй Адам» — Христос  По апокрифическим легендам, Адам был погребен на Голгофе, а крест Спасителя был сделан из того самого эдемского дерева, на котором росло соблазнившее прародителей яблоко.. В отличие от европейского искусства Спаситель показан не измо­жденным и умирающим, а будто парящим на кресте: в этом образе не только страдания, но и будущее воскресение. Ноги Иисуса прибиты двумя гвоздями (в Европе с XIII века распространился мотив одного гвоздя, которым прибиты обе ступни Христа). Справа и слева от креста часто помещают солнце и луну, а на них — либо ангелов, которые, как полагали в Средние века, водят планеты по небу, либо человеческие лица, которые персонифицируют светила  Такие же солнце и луну можно увидеть, к примеру, на «Распятии Монд» (1502–1503) Рафаэля Санти.. Оригинально написанные солнце и луну на фресках монастыря Высокие Дечаны в Косово и в храме Светицховели в Грузии уфологи любят выдавать за древние изображения гуманоидов в НЛО.

Житийные иконы: рассказ в сценах

Икона святого часто дополняется визуальным рассказом о его жизни и чудесах. Этот рассказ располагается вокруг средника — центральной части иконы. Сценки поме­щены в так называемые клейма; они не всегда разделены четкими линиями и порой наслаиваются друг на друга. Читать их нужно, как текст: слева направо и сверху вниз, перескакивая взглядом через средник. Первая сцена в левом верхнем углу обычно показывает рождение святого, затем идут сцены детства, совершённые чудеса и другие важные эпизоды жития. Однако смерть пра­ведни­ка не нужно искать в правом нижнем клейме — она часто изображена раньше, а последние сцены — это посмертные чудеса: исцеление болящих у гроба святого, перенесение его мощей и т. п.

Святой Николай с житием. Икона из Ферапонтова монастыря. Северная школа, XVI век

Фреска

См. раздел ИКОНА – ОКНО В ИНОЙ МИР

Фре́ска (от итал. fresco — свежий, сырой) – живопись по свеженанесённой (не высохшей) известковой штукатурке красками на воде, водном растворе растительного (отвар из зерен злаков) или животного (казеин) клея (традиционный метод росписи внутренних стен и сводов православных храмов).

Если вы попадаете в расписанный фресками или украшенный мозаиками храм, то вы уже попадаете на Небеса. Вы попадаете в пространство, где вверху видите образ Спасителя, далее – по нисходящей – святых апостолов, святых угодников Божиих и уже на уровне человека (может, чуть выше) изображаются местно чтимые святые, то есть святые, подвизавшиеся в тех землях, где стоит храм. Фреска является материальным и мистическим пространством храма, которое, безусловно, воздействует и на духовное и на физическое состояние человека, дает могучий импульс для молитвы, возводит человека в горний мир. Фреска – это как бы дыхание храма. Фреска, образно говоря, – это то, что поведали бы нам стены храма, умей они говорить. Художник-иконописец Филипп Давыдов

Как сделать киот своими руками

Самостоятельное выполнение рамы для иконы может показаться сложным процессом, но эта работа под силу многим, даже начинающим мастерам или любителям. Технология изготовления, форма и особенности оформления зависят от размера образа и выбранного вида будущего ларца. Прежде всего, нужно провести замер иконы. Чтобы постоянно не уточнять размеры, можно выполнить простой чертеж и ориентироваться по нему.

Необходимые инструменты и материалы

Перед началом работы нужно подготовить некоторые инструменты. Понадобится:

  • мелкая ножовка по дереву;
  • стусло;
  • струбцина;
  • железная линейка-уголок;
  • универсальная отвертка;
  • пассатижи и бокорезы;
  • наждачная шкурка и держатель для нее;
  • электрическая дрель со сверлами;
  • молоток;
  • нож с запасными лезвиями;
  • пистолет для герметика;
  • мягкий шпатель;
  • кисточки для обработки готового изделия лаком.

Чтобы ларец служил долго, в качестве передней дверки вместо пластика лучше выбрать стекло.
Совет автора

Для изготовления ларца нужны следующие материалы:

  • деревянная рамка (багет);
  • рейки для боков ларца;
  • фанера, оргалит, доска для задней стенки;
  • гвозди, саморезы, петли и застежка для дверки;
  • шнур для подложки между корпусом и дверкой;
  • клей;
  • шпатлевка по дереву;
  • герметик;
  • стекло;
  • средство для финишной обработки (лак, морилка).

Рамы для икон можно сделать самостоятельно

Изготовление внутренней рамки

Выполняется подобно раме для картины. Нужно распилить профильные бруски под углом 45° по размеру образа и склеить. Чем толще икона, тем толще должны быть брусья. Если образ выполнен на холсте и у него нет подрамника, можно натянуть его на лист фанеры не толще 6 мм.

Изготовление внешней рамки

Важно заранее оценить требуемые размеры, так как ширина рамы – это глубина ларца. Чтобы установить стекло нужно обеспечить борозду

Для этого к кромкам планок киота приклеивают фасадные бруски по размеру и толщине. Внутри внешней рамы должна расположиться внутренняя. Прежде чем склеивать углы планок, нужно запилить их под углом 45°.

После того как клей высохнет, в каждом углу нужно выполнить по 2 пропила и вклеить в них плоские шипы. Это обеспечит долговечность изделия. Опытные мастера не рекомендуют для этой цели использовать саморезы, гвозди и уголки из металла. Излишки вклеенных шипов срезаются, а рама шлифуется наждаком. Далее изготавливается по размеру задняя стенка.

Общие работы

Обе рамки покрываются тонировкой и лаком. Далее все подготовленные части собираются. Стекло, вырезанное под корпус, фиксируется силиконом. Икону помещают во внутреннюю раму, размещенную внутри ларца. Снаружи закрывают заднюю стенку и крепят ее степлером. Чтобы поместить киот на стену, нужно оборудовать его навесом.

Святые иконы размещают в киотах – деревянных застекленных ларцы, защищающих образы. Они могут быть простыми или со сложной резьбой и украшениями. При желании киот можно изготовить самостоятельно.

Святой монстр

Святой Христофор. XVII век. Череповецкий художественный музей

Изображения святого Христофора на некоторых иконах может напугать случайного зрителя: это человек с собачьей головой, окруженной нимбом. Соединение звериных и человеческих черт в средневековом искусстве — характерная особенность демона или фантастического монстра. Собственно, от таких монстров, по одной из версий жития, и проис­ходил Христофор: он родился среди кинокефалов — псоглавцев (со времен Античности полагали, что такие созда­ния живут на окраинах обитаемого мира), обратился в христианство и стал единственным святым из числа соплеменников. Другая легенда утверждала, что он был красавцем и специально попросил Бога обезобра­зить себя, чтобы ему не докучали женщины. На Руси Христофора начали изображать в виде псоглавца с XVI века (иногда вместо собачьей он получал лошадиную голову), а в XVIII веке церковные власти запретили такие иконы как неверные и «противные естеству». Однако изъять и истребить их все, разумеется, не удалось.

Фонтан во Владивостоке

Океанский проспект, 43

1 / 3
Константин Антипин

2 / 3
Константин Антипин

3 / 3
Константин Антипин

Дно фонтана при Дворце пионеров, открывшемся в 1980 году (автор про­екта Антонио Михе получил за эту работу престижную государственную премию), украшала абстрактная композиция. Как раз в этом ценность советской мозаики: она позволяла разнообразить городскую среду, где все было построено по единым лекалам, и была ярким пятном на ткани города. Осенью 2018 года фонтан уничтожили: власти решили, что ремонт «экономически нецелесообразен». Архитектурный ансамбль Дворца пионеров, включавший в себя и фонтан, оставался одним из последних нетронутых модернистских зданий Владивостока.

История обретения иконы

Год создания чудесного образа Спасителя точно неизвестен, однако религиозные источники относят это событие ко времени, когда Иисус Христос жил на Земле. То есть, к первым десятилетиям нашей эры.

История иконы, принятая в православии, связывает появление Спаса Нерукотворного с именем царя Эдессы Авгаря. Монарх заболел тяжким недугом – черной проказой. Болезнь эта с трудом излечивается и сейчас, а в те времена она была гарантированным смертным приговором. Многие считали ее самой страшной Божьей карой за прегрешения.

Смертельно больной Авгарь всеми силами искал спасение от страшного недуга. Прослышав о чудесах, творимых Божьим Сыном, он послал к нему художника, дабы тот запечатлел образ Спасителя.

Однако живописец не смог выполнить поручение царя, так как от Иисуса исходило Божественное сияние, которое не в силах передать живой человек. Но Иисус, умывшись, вытерся платком (на нем запечатлелся его лик) и отослал его недужному монарху. Вскоре Авгарь выздоровел.

Авгарь повелел богато украсть священный убрус и повесить над вратами города. Так первообраз охранял всю Эдессу и ее жителей.

Однако один из потомков благодарного монарха отрекся от христианской веры и повелел уничтожить все ее святыни. Чудесный образ заложили кирпичом для сохранности от вандалов.

Когда лихое время миновало, образ решили раскрыть. Каково же было удивление присутствующих, когда оказалось, что лик Спасителя отпечатался и на глине кирпича!

В конце X столетия константинопольские войска осадили уже ослабленную к тому времени Эдессу. Жители города вынуждены были отдать святыню завоевателям в обмен на сохранность собственных жизней и имущества.

Таким образом плат с ликом Христовым попал в Константинополь, где ему поклонялись вплоть до 1204 года. Затем, во время одного из Крестовых походов, столица Византии была разграблена, а Спас Нерукотворный отправился в Центральную Европу. Скорее всего, он так и погиб вместе с потонувшим в море кораблем.

Статьи, Пресс-релизы

Мозаичные православные иконы: особенности и преимущества

17 Октября 2014

Православная икона представляет собой уникальное достижение человеческого духа. Во всех православных церквях и храмах Европы есть такие иконы, причем это могут быть оригинальные творения известных мастеров иконописи, или же удивительные по своей красоте и мироощущению репродукции. В любых из них таится особая энергетика, а тысячи молящихся на иконы прихожан лишь подпитывают ее силу, наделяя безграничными возможностями.

Создание икон

Иконопись, является древнейшим церковным искусством, которое доступно лишь людям с чистой и светлой душой. Автор иконы обязательно перед работой молится и постится, прося Бога вдохновить его на написание шедевра.

Чаще всего икона пишется на специально просушенной и подготовленной деревянной доске, самой популярной является доска из липы или другого дерева мягкой породы. При этом процесс их создания очень сложен, и иконописцу требуется провести немало времени, трудясь над своим шедевром, а после окончания творческого процесса произведение искусства следует освятить с помощью молитвы и окропления святой водой.

Некоторые древнерусские иконы использовались столетиями, и по сей день считаются чудотворными – в их честь возведены храмы и проводятся церковные праздники. Другие – менее известные, но тем не менее дарящие благодать и умиротворение истинным верующим.

К сожалению, изготовленные традиционным способом иконы являются не долговечными, если не соблюдать строжайшие условия их хранения. Поэтому мастера иконописи нашли способ продлить их срок службы, создавая иконы не с помощью кистей и красок, а с помощью мозаики.

Преимущества

Мозаичные иконы появились давно, однако сложность процесса изготовления требовала от автора больших временных затрат на создание такого шедевра. Тем не мене сегодня, такие иконы стали прекрасной альтернативой обычным, при этом они обладают рядом преимуществ.

Основным их преимуществом является прочность и долговечность. В то время как иконопись на дощечках и холстах требует для сохранности шедевров соблюдения температурного режима и определенного уровня влажности, мозаичные не нуждаются в особых условиях и их можно размещать как внутри помещения, так и снаружи.

Кстати на них не воздействуют ультрафиолетовые лучи, ведь материал не выгорает на солнце, а также им не страшен дождь и перепады температур. Именно они могут стать прекрасным украшением фасада любого здания, и не только религиозного. Также они могут использоваться в качестве предметов декора интерьера, например, на светильниках или лампах, на окнах и дверях, в виде картин и панно, и благодаря размещению такого уникального шедевра в своем доме, любой человек может внести в свое жилище частичку светлого и божественного.

Все новости раздела »

Мозаичная икона

Византийцы первыми начали переносить священные для каждого верующего человека сюжеты на мозаичные полотна. Это течение постепенно развивалось и появлялось много школ в разных странах по обучению мозаистов-иконописцев. Такие полотна, конечно же, использовались для декора стен, потолков и даже пола церквей и храмов.

В Древней Руси первые иконы в таком стиле появились только в 10 столетии. В киевских соборах можно обнаружить такие картины того времени. Подобное направление быстро стало популярным и начало активно развиваться, каждое столетие популяризовало одно направление. Постепенно на смену цветному стеклу пришла прочная керамика, мастера также начали работать с гранитом.

Особое внимание мастера уделяли обрамлению икон. Такая работа была очень кропотливой и трудоемкой, но именно благодаря ей фреска становилась целостной и завершенной

В процессе работы использовалось большое количество краски золотистого цвета, как и в процессе создания привычных икон. Чтобы один храм был украшен мозаичными иконами мастера трудились в среднем 12 лет.

Иконы из мозаики имеют ряд преимуществ, которые по достоинству были оценены прихожанами и самими священнослужителями:

  • они долговечны, прочны и надежны;
  • нет необходимости использовать особые методы по уходу за такими работами, они прекрасно хранятся;
  • красивые и оригинальные иконы могут украсить не только церковь, но и дом, заняв почетное место;
  • мозаичные полотна устойчивы к перемене температуры, влажности, их цвет не выгорают со временем;
  • такое изделие может стать семейной реликвией, передающейся детям от родителей.

Подобную икону можно повесить над дверью, она не будет портиться под влиянием факторов окружающей среды.

Панно с историей ушедшей цивилизации в Тольятти

Юбилейная, 42

1 / 5
TripAdvisor.ru

2 / 5
Петиция о спасении панно «Радость труда» на Change.org

3 / 5
TripAdvisor.ru

4 / 5
TripAdvisor.ru

5 / 5
TripAdvisor.ru

Тольятти строился с нуля, и грандиозное панно «Радость труда» площадью 530 квадратных метров на стеле в центре города рассказывает историю ушед­шей цивилизации, в эпоху которой строился комплекс ВАЗ. Мозаика конспек­тивно пересказывает основные вехи советской истории — от Октябрь­ской революции до полета Гагарина в космос и возведения завода. Стелу делали четыре года — с 1977-го по 1981-й. Отдельные элементы доставляли с заводов Ростова, Лисичанска и из других городов, поэтому в народе дорогой памятник прозвали «золотым брусом». Отливали и собирали в Москве. Автором был Юрий Королев, в 1980–1992 годах директор Третья­ков­ской галереи и действительный член Академии художеств. Сейчас мозаика осыпается, и с 2015 года идет борьба за ее реставрацию.

Разновидности киотов с фото

Вид, размер и особенности изготовления рамы зависят от иконы, для которой она готовится. Обычно киоты делают под определенный образ с учетом его размеров.

Настенные

В большинстве случаев киоты изготавливают из дерева, чаще всего из дуба, сосны и березы. Встречаются изделия из металла, стекла и пластика.

Конструкции, предусмотренные для размещения на стене, могут быть разных форм и размеров, с декорацией и без таковой, со стеклом или без него, со специальной дверкой на петлях, для одного или более образов. Сзади они оснащаются специальным креплением, позволяющим поместить их на стену. Деревянные настенные киоты используются в храмах и в жилых домах.

Напольные

В киотах такого типа обычно размещают большие иконы, но не обязательно в человеческий рост. В этом случае шкафчик имеет мощное основание, возможно дополнение подсвечником. Дизайн и форма могут быть любыми, равно как и стиль выполнения. Размещают такие ларцы в храмах или на улице.

Резные

Резьбу можно назвать наиболее подходящим способом украшения святых икон. Используются резные рамы, замысловатые узоры на напольных киотах вверху, вокруг образа и ниже на основании.

Прямые

Наиболее распространенный вид ларей для икон – простые прямоугольники или квадраты. Может наблюдаться некоторое сглаживание углов и застекление, но без резьбы. Подобные изделия чаще можно встретить в домах. Обычно они небольшие и удобные для транспортировки.

Арочные

Форма иконы не всегда прямоугольная. Поэтому и рамы для них выполняют в соответствии с особенностями образа. Ларцы арочного типа зачастую выполняют для оформления мерных образов, на которых изображается святой, чьим именем крещен младенец.

Фигурные

Стандартная форма киота может быть дополнена в верхней части декоративной фигурной короной. Рисунки выполняются разные: простые с волнообразными линиями или витиеватые, сложные узоры с резьбой.

Способы укладки самодельной мозаики

Мозаику на основание кладут двумя способами – художественным и матричным. При художественной укладке изображение на основании расчерчивается на мелкие составляющие, после чего на каждую ячейку наклеивается чип точно такой формы, чтобы зазор с соседним элементом был минимальным – это обеспечивает чёткую и плавную форму линий. Технология художественной укладки мозаики достаточно трудоёмка и потому используется для создания рисунков небольшой площади.

Применяются и другой способ выполнения художественной укладки мозаики. Рисунок распечатывается на принтере и закрепляется на сборочном столе. Поверх рисунка крепится лист прозрачной плёнки «аракал» – клейкой стороной вверх. Ориентируясь на просвечивающее изображение, мозаичные чипы приклеивают лицевой стороной к аракалу.

Заполнив рисунок мозаикой, на его наружную (тыльную) часть наклеивают марлевый холст, пропитанный обойным клеем. После высыхания клея такое панно готово к перемещениям и укладке (аракалом наружу) на покрытое компаундом основание. Когда клеящая смесь отвердеет, плёнка с панно удаляется.

Матричная методика аналогична промышленному способу предварительной компоновки мозаики для настилки и отличается лишь формой матриц — из стекловолоконной сетки вырезают фрагменты нужной конфигурации, и наклеивают на них чипы.

Такая сборка проще в исполнении, так как допускает наличие зазоров между мозаичными элементами, но делает изображение менее чётким, как-бы «пиксельным».

Матричный способ укладки мозаики особенно распространён при монотонной облицовке значительных площадей – бань, бассейнов, но популярен и при создании несложных мозаичных композиций домашними мастерами.

Как собрать своими руками?

На протяжении многих столетий панно из мозаики не теряет своей востребованности при декорировании различных поверхностей. С течением времени укладка мозаики стала более доступной и разнообразной, что помогает создать действительно неповторимый интерьер.

При профессиональной сборке панно мозаикой такого размера получается практически неотличимая версия портрета, картины или ковра.

Под изготовлением мозаики имеется в виду самостоятельное производство всех ее компонентов от основы до элементов набора. А укладка подразумевает создание панно из готового набора фабричного производства. В такие наборы входит все необходимое от элементов мозаики до эскиза будущего панно. Этот вариант более востребован, поскольку не требует никаких художественных способностей.

Способ прямой укладки заключается в выкладке изображения лицевой стороной вверх. Выкладку панно лучше производить на горизонтальной поверхности для удобства при работе. Элементы панно приклеиваются на сетку из стеклоткани, а затем уже переносится на запланированное место. Швы затираются уже после закрепления готового панно на поверхности.

Для помещений с повышенной влажностью, например, в хаммаме, следует применять клей на силиконовой основе, в остальных случаях подойдет обычный плиточный раствор.

Прежде всего, необходимо сделать чертеж будущего изделия, в этом поможет небольшой мастер-класс.

Чтобы воплотить в жизнь задуманное произведение фантазии, следует определиться с рисунком, затем оцифровать его и с помощью компьютерной программы разработать схему будущего панно. После того как эскиз получен, необходимо выбрать, каков же должен быть размер мозаики, и определить его цветовую палитру.

Укладка мозаики имеет некоторые хитрости.

  1. Для подготовки поверхности следует использовать болгарку с чашеобразным кругом и пескоструйную обработку. В результате должна получиться ровная и шероховатая поверхность.
  2. Подходит такой способ укладки только для идеально обезжиренной поверхности.
  3. Полное отсутствие на основе каких-либо посторонних следов от ржавчины, резины, цементного раствора или иного происхождения.
  4. Затирка не должна содержать в своем составе песка во избежание повреждения элементов мозаики. После застывания следы затирки следует удалить мягкой влажной ветошью и отполировать такой же ветошью, но сухой и совершенно чистой.

Обратная укладка удобна для использования на криволинейной и изогнутой поверхности.

Для этой укладки используется рисунок – шаблон, который покрывают прозрачной самоклеящейся пленкой клеевой стороной кверху, и уже на нее выкладываются фрагменты мозаики лицевой стороной вниз. Защитная пленка снимается по мере выкладки элементов мозаики.

Для завершения укладки полученное панно разделяют на небольшие части, каждую из которых поочередно переносят на основу. Предварительно основу покрывают клеем. Перед перенесением части панно лучше пронумеровать, чтобы не перепутать последовательность его фрагментов. Крепление следует производить с несильными нажатиями, чтобы клей полностью охватил поверхность сцепления. Относительно размеров частей, на которые разрезается панно, то они должны быть небольшими, чтобы мозаика не осыпалась и не повредилась, не изменила своего положения.

В первом варианте после того как панно окончательно застыло, самоклеящуюся пленку снимают. При использовании второго варианта, бумага размачивается влажной губкой, а остатки яичного белка убираются губкой средней влажности.

Сборка и выкладка панно из мозаики осуществляется вручную. Этот сложный и кропотливый процесс, который требует минимального опыта, огромного терпения и усидчивости. Для надежного крепления мозаичного панно к основанию следует использовать эпоксидные материалы. А применение эпоксидной затирки создаст дополнительную армирующую сетку. Она обеспечит дополнительную защиту мозаичного панно от случайных сколов.

Наипростейший способ выкладки панно – это сборка уже готовых заготовок, когда нанесение выбранного рисунка происходит по принципу фотопечати. Такая технология имеет неоспоримое преимущество – это быстрота сборки и эффективность получения интересных современных полотен.

Этапы создания

Современные мозаики в храме практически заменяют собой роспись стен. В главном петербургском православном храме – Исаакиевском Соборе – мозаика покрывает 592 кв. м. Художники смогли передать блеск холодного металла, перелив атласных одежд, тепло и мягкость человеческой кожи. Здесь задействовано более 12 тыс. цветов и оттенков.

В мае 2021 г. в Москве закончилось строительство Главного храма Вооружённых сил Российской Федерации. Площадь мозаики в храме составляет 2644 кв. м. – по числу полных кавалеров Ордена Славы. Фотографии нового собора передают роскошь и многоцветие храмового мозаичного декора.

Художественная идея

Создание мозаики в храме – процесс непростой и кропотливый. Мастера-мозаичисты говорят, что работа по укладке занимает лишь 20 % времени, остальные 80 % – разработка эскиза и подготовка кусочков смальты.

Идея храмового мозаичного убранства с древних времен до наших дней несет в себе прославление красоты и благодати Божьего мира. Абстрактный замысел воплощается в конкретную композицию, изображение праздника или святого.

Для получения выразительной, живописной работы художник-монументалист принимает во внимание мельчайшие детали: сколы камня, рельеф поверхности, размер швов между кусочками

Страшный суд

Страшный суд. Новгородская школа, XVI век. Государственная Третьяковская галерея

Иконы и фрески Страшного суда — это подробный рассказ о будущем. Наверху — Христос-судия, окруженный ангелами и святыми, апостолы, раскрывшие «книги жизни», где записаны все дела людские; ниже справа выстроились праведники, слева — грешники. Но самое необычное происходит в центре композиции, где извивается огромный змей, унизанный кольцами. Змей пытается укусить пяту Адама (он молится перед Христом-судией) и напоминает о персонаже, с которого началась вся история человеческих грехов, — змее-искусителе. Кольца на теле змея — мытарства, посмертные испытания души, которые определяют, ждать ей Страшного суда в аду или в благом месте. Вокруг змея — сцены битвы: ангелы и демоны борются за души людей, а вверху добрые и злые дела каждого человека взвешиваются на весах, «мериле праведном», причем бесы подкладывают на чашу греха свитки с записями всех дурных дел, которые человек сотворил при жизни и не испо­ведал. Внизу, в огненном озере, на адском звере (из одной его пасти обычно выходит змей мытарств) сидит дьявол и держит на коленях маленькую фигурку. Это Иуда, главный грешник человеческой истории, предатель Христа. Среди образов, рассеянных по всей композиции, иногда можно заметить зверей и рыб, выплевывающих человеческие руки, ноги и головы, и женщин, которые держат в руках гробы или корабли, полные людей. Это сцены воскресения из мертвых: умерших отдают на Суд земля и море в облике женщин, а вместе с ними — животные, которые поедали трупы.

Заключение

Мозаика, по сравнению с кафелем или стеновыми панелями, всегда выигрышно смотрится в интерьере. Её применение говорит не только о благосостоянии владельцев, но и подчёркивает их эстетические предпочтения и хороший вкус.

Надеемся, что вам понравился наш обзор. Ставьте лайки и подписывайтесь на наш журнал. Мы обязательно порадуем вас новой полезной информацией для ремонта.

В заключение, предлагаем посмотреть разные варианты использования мозаики в интерьере:

Watch this video on YouTube

Watch this video on YouTube

Предыдущая Отделка стенМеханизированная штукатурка стен: сокращаем время на ремонтные работы
Следующая Отделка стенКак отбелить швы между плитками – самые эффективные способы

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий