Сборка картофелекопалки для мотоблока Нева своими руками
Подобный тип навесного узла для мотоблока очень помогает при уборке картофеля и прочих видов растений.
Картофелекопалка состоит из таких элементов:
- лемеха;
- металлической сварной рамы;
- очистительного барабана;
- редукционного узла.
Лемехом называется подвижная часть такого оборудования, которая делается из металлических прутьев и нескольких немного заостренных пластин из стали. Очень острые концы и кромки на всей конструкции лемеха необходимо затупить таким образом, чтобы не допустить порезов клубней растений при уборке.
Чтобы сделать крепкую раму, нужны уголок из металла, кусок швеллера и профильная труба. Габариты, а еще масса сварной рамы, которая зависит от массы применяемых материалов и специфических черт конструкции, должны соответствовать размерам и максимальной мощности мотоблока.
Редукционный механизм является наиболее важной частью картофелекопалки. Чтобы сделать его необходимо два цилиндра из металла, выполняющие функцию стаканов для всех соединительных узлов
Подобная конструкция обеспечивает взаимную работу ведомого и ведущего валов. Потом из стальной трубы нужно изготовить ступицы, к которым прикрепляются передаточные звездочки. Эти элементы при помощи специальных призматических шпонок плотно насаживаются на втулки.
Наиболее сложным узлом картофелекопалки является очистительный барабан, в конструкцию которого входят несколько роликовых цепей, одевающиеся на специализированные стержни. Такой узел еще имеет название беличье колесо, которое крепится на двух зафиксированных осях, что делает его подвижным при движении. Другими словами, при помощи усилия вала мотора лемех картофелекопалки, который закреплен на движущемся кожухе, сможет изменять угол наклона и совершать при движении аппарата копательные действия.
Угол наклонения рабочего механизма и глубина копания изменяется при помощи ползунка. Такой ползунок делается из фторопласта, а его технические параметры должны соответствовать характеристикам мотоблока. Это, прежде всего, скорость движения, максимальная мощность мотора и другие параметры. Дополнительно необходимо учитывать свойства почвы.
Как прицепить?
Важный вопрос для владельцев мотоблоков с прицепами – это способ сцепки. Многие, довольно быстро разобравшись с проблемой, как прицепить телегу к мотоблоку, не учли того, что при постоянном движении отверстия, с помощью которых выполнено соединение разбиваются.
В результате появляется люфт, который оказывает еще более пагубное влияние на детали – и в результате им требуется замена.
Но хоть и заменить крепление на прицепе не составляет особого труда, достаточно просто наварить, с помощью электросварки дополнительный слой металла, или просто заменить часть дышла, с креплением мотоблока это проделать сложнее.
Заводское крепление для навесного оборудования используется также и для сцепки мотоблока с прицепом. Оно надежно зафиксировано в конструкции если произойдет поломка, то простым ремонтом не обойтись – оно нуждается в полной замене.
Что бы этого избежать, в первую очередь необходимо отказаться от примитивного способа сцепления – штыря. Не смотря на свою простоту и кажущуюся надежность, это самый верный способ дотянуть сцепку до неисправностей и поломок. Вместо него стоит использовать только более сложные и уже давно использующиеся приспособления.
Найти их можно по дешевке, или даже бесплатно, если знать, где искать – шаровые опоры есть в любом автомобиле.
Что же касается сцепок заводского производства, которые однозначно обойдутся дороже, но не требуют подгонки – расточки, сварки и зачистки от ржавчины, их можно найти в любой точке продажи подобной техники.
Они бывают разных видов, и делятся по типу: полунавесные, прицепные и навесные, по предназначению их разделяют на специальные, которые пригодны только для монтажа конкретного оборудования. Также бывают универсальные модели, которые подходят сцепки любого вида мотоблоков, таких как Чемпион, Пахарь, Профи, Хутер, Дон, Садко, Форза, Викинг и любого навесного оборудования.
Для тяжелого мотоблока можно применять одинарную усиленную сцепку, с помощью которой можно установить парные орудия с похожей двойной сцепкой. Универсальную сцепку применяют для присоединения самого прицепа, и парных навесных инструментов.
Также, существуют специальные сцепки, в виде двух п-образных креплений, которые соединены с помощью профиля квадратного сечения. Со сцепками шарнирного типа они имеют очень мало общего и являются соединителями для нескольких видов навесного оборудования и прицепов.
Такие сцепки, в первую очередь хороши своей надежностью. Они изготавливаются с толстой стали, стойкой к большим нагрузкам, а их конструкция позволяет им работать под разными углами без последствий для их целостности.
От самодельных деталей, такие изделия отличает малый размер и небольшой вес. К тому же, в некоторых из них предусмотрена возможность регулировки длины и высоты вылета, в зависимости от того какого типа тележка используется.
В том случае, если сцепка по каким либо причинам не стает на место, остается возможность установить переходник с зацепом. Таким образом, сцепка к мотоблоку к телеге может быть разного вида, но успешно выполнять свою функцию. Все зависит лишь от того, какой именно вид изделий вы предпочитаете.
Об узле
Основная его задача – уверенный контакт навесного устройства и самого мотоблока. Сцепка бывает нескольких типов. Тем не менее, самой популярный вид – П-образная. Такую универсальную сцепку для мотоблока можно изготовить самостоятельно или же приобрести в готовом виде. Если планируются повышенные нагрузки, тогда узел лучше делать своими руками. Это позволит предусмотреть в конструкции этот аспект.
Как отмечалось выше, производителей мотоблоков достаточно, однако следует заметить, что конструкция этих устройств, по большому счету, идентична: есть лишь небольшие отклонения в ту или иную сторону. Поэтому и требуется изготовление универсальной сцепки, которая сможет применяться на различных моделях, когда в этом возникнет потребность.
Нюансы изготовления прочих видов прицепов для сельхозтехники
Рассмотрим основные блоки, которые необходимо использовать для создания функционального оборудования.
Прицеп для культиватора своими руками
Культиватор – это устройство для обработки почвы. Мотокультиватор имеет собственный двигатель, просто культиватор отбирает мощность от другого устройства, например, от мотоблока, который, следовательно, должен иметь устройство отбора мощности, а сам культиватор должен иметь возможность эту мощность принимать. Эта функция присутствует не на всех моделях и мотоблоков, и культиваторов.
Но существует и пассивное навесное оборудование к мотоблоку, для которого не требуется отбор мощности. Образцы и стандартная сцепка представлены на фото. Если в комплекте продажи сцепка отсутствовала, то её можно сделать так, как описано в этой статье.
Навесное оборудование для мотоблока ФОТО: ok.ru
Как сделать двухосный прицеп к мотоблоку
Для перевозки грузов более 300 кг следует делать двухосный прицеп. Технология создания такая же, как и одноосного – разработка конструкторской документации, подбор материалов и подходящих деталей, изготовление деталей и рамы. Так как транспортное средство рассчитано на большую грузоподъёмность, то и раму надо делать более прочной. Для неё потребуются профильные трубы размером не менее 50×50 мм². Колёсные оси привариваются к лонжеронам рамы.
Рама для двухосного прицепа ФОТО: traktoramira.ru
Интересный вариант получается, когда мотоблок размещают позади грузовой платформы. Эта компоновка напоминает квадроцикл. В процессе испытаний и доработок передняя часть этой чудо-машины была оснащена рулевой колонкой со всеми необходимыми механизмами. Получилась самобеглая коляска. А сзади к ней можно прицепить грузовую тележку.
Квадроцикл ФОТО: traktoramira.ru
Самосвальный прицеп для мотоблока
Особенность самосвального прицепа в том, что его кузов не приваривается к платформе прицепа, а устанавливается на шарнире. Центр тяжести загруженного кузова должен находиться немного сзади шарнира. Задний борт должен быть откидным или съёмным. Технология изготовления такая же, как и для других конструкций.
Прицеп-самосвал ФОТО: specmahina.ru
Сцепное устройство для мотоблока своими руками
Большое преимущество самодельного устройства в том, что владелец учитывает свои запросы и изготавливает его исходя из необходимых ему вводных: модели мотоблока, нагрузки, параметров навесного оборудования.
Но первое, что необходимо учитывать — на этот узел в любом случае будет приходиться повышенная нагрузка, поэтому важно со всем вниманием подойти к размерам, конструкции и уровню прочности всех частей этой детали. Правильно заданные параметры приспособления обеспечат максимально надежную агрегацию с мотоблоком, необходимую подвижность узла и долговечность его использования
Определяясь с конструкцией, обратите внимание на размеры фаркопа своего мотоблока и особенности навесного оборудования (уже имеющегося и того, которое планируется приобрести). Первоочередная задача заключается в обеспечении максимальной совместимости агрегата со всеми необходимыми навесными и прицепными устройствами
Немаловажной является и простота в использовании и возможность агрегации с оборудованием, имеющим различные параметры. Основная рабочая деталь, как правило, имеет П-образную форму и служит кронштейном, который посредством имеющихся в нем отверстий закрепляется на мотоблоке
К другой его стороне крепится стойка навесного приспособления
Основная рабочая деталь, как правило, имеет П-образную форму и служит кронштейном, который посредством имеющихся в нем отверстий закрепляется на мотоблоке. К другой его стороне крепится стойка навесного приспособления.
Советы по покупке мотоблока
Как и при покупке любой техники, цена мотоблока напрямую зависит от его оснащенности. Как выбрать мотоблок? – по своим нуждам и финансовым возможностям. Самая дешевая – базовая комплектация. Чем больше оборудования установлено на агрегат – тем соответственно выше его цена.
В связи с вышесказанным до покупки мотоблока четко выделите и запишите те задачи, которые должен выполнять этот агрегат в вашем хозяйстве. Исходя из списка задач и выбирайте модель и комплектацию.
При выборе модели мотоблока уточните, что уже входит в базовую комплектацию машины. Разные модели могут иметь разное оснащение даже в базовой комплектации.
Внимательно рассчитайте необходимую мощность мотоблока. Учитывайте, какой тип почвы на вашем участке. При легкой рыхлистой почве можно выбрать более низкую мощность двигателя мотоблока. Если почва тяжелая и плотная – придется обратить свой выбор в сторону более мощных моделей.
Выбрав определенную модель мотоблока, уточните какой срок гарантии предоставляется на технику. Важным моментом является и вопрос присутствия сервисного центра, обслуживающего данную марку, в вашем регионе.
Что касается дополнительного навесного оборудования – не стоит бросаться как кот на масло и сразу покупать все подряд. Обычно сначала покупают только оборудование для культивации почвы. Остальное – приобретается по мере необходимости. Так вы сможете сэкономить приличную сумму.
Описание
При работе на мотоблоке Салют 100 К-М1 никаких специальных знаний не требуется, лишь навык и личный опыт. Перед эксплуатацией владельцу необходимо детально ознакомиться с инструкцией, описанием основных узлов, узнать специфику работы, технические параметры и возможности техники.
Особенности мотоблока Салют 100 К-М1:
- Является фрезерным мотокультиватором;
- Предназначен для продолжительной эксплуатации при выполнении множества сельхозработ на территории 10-50 соток;
- Выдерживает температурный режим в пределах -30°С +40°С, наиболее продуктивно служит при плюсовых температурах;
- Мотоблок легко можно сложить для транспортировки в багажнике легковой машины;
- В комплект мотоблока входит: 6 фрез, сошник, пара пневматических колес.
Двигатель
Характерной особенностью данного мотоблока является двигатель Kohler (серия Courage SH), бензиновый (производство США), одноцилиндровый, профессионального класса, мощностью 6,5 л.с.
Двигатель Kohler SH 265
Используется бензин АИ-92, АИ-95, объем бензобака — 3,6 л. В теплое время года применяют масла марок SAE 10W, 10W-30W, в холодное — 5W-30, объем 0,6л.
При изготовлении мотоблока производители применили ряд новшеств, благодаря которым увеличился срок эксплуатации и надежность агрегата:
- Коленвал –стальной с чугунными гильзами цилиндра изготовленными литьем. Система смазки под давлением, а зажигания — электронная.
- Ресурс клапанов и мощность при меньшем рабочем объеме повышены, что обеспечивает существенную экономию топлива.
- Благодаря конструкции Easy-Pull имеет оптимально быстрый запуск, независимо от условий.
- Воздушное охлаждение – технология Twin-Cam.
- Пониженная степень шума – применение Dual-системы в поршневой балансировке.
Трансмиссия
Трансмиссия с механическим механизмом сцепления и маслонаполненным шестеренчатым редуктором (клиноременной коробкой передач с натяжным роликом). Редуктор установлен в алюминиевый корпус, его объем — 1,1 л.
Шестеренчатый редуктор
Благодаря зубчатому соединению трансмиссия имеет высокую степень надежности и долговечности. Редуктор способен выдерживать высокие нагрузки, в частности от ударов посторонними предметами.
Благодаря четырем передним и двум задним скоростям, переключающимся с помощью рукояти на редукторе, мотоблоком Салют 100 К-М1 удобно управлять, маневрировать на участках разной проходимости.
Рукоятка управления
Скорость устанавливается перестановкой приводных ремней на ведущем шкиве с первого диапазона скоростей на ручьи другого диаметра ведомого шкива. Вспашка целины выполняется на первой передаче со скоростью 2,8 км/ч, транспортировка груза с помощью тележки – со скоростью 7,8 км/ч (четвертая передача).
Шкив
Шом — шкив отбора мощности с клиноременной передачей используется при подсоединении активных приспособлений. В отличие от других модификаций, с помощью шкива можно также изменить диапазон скоростей.
Шкив клиномерной передачи
Переключение на шкиве осуществляется таким образом:
- Снять ШОМ.
- Повернуть на 180°.
- Установить его обратно.
- Зафиксировать ремни на другие ручьи.
- Отрегулировать.
Рама
Рама – представляет каркасную основу Салюта 100К-М1, состоит из двух стальных угольников. На ней выполнена фиксация двигателя, стойки руля, защитных крыльев, редуктора, опоры.
Мотоблок Салют 100 К-М1
Благодаря размещению двигателя в нижней передней части мотоблока, его центр тяжести располагается близко к земле, что предохраняет Салют от опрокидываний.
Сцепная скоба
Сцепная скоба – расположена в задней части. Поскольку в данной конструкции мотоблока отсутствует передний штырь, механическое подсоединение разнообразных прицепных приспособлений осуществляется напрямую или посредством универсальной сцепки.
Сцепная скоба
При развороте руля на 180° устанавливают фронтальную навеску.
Сошник – выполняет функцию ограничения глубины культивации, его закрепляют в задней части Салют 100К-М1.
Сошник
Фрезы
Фрезы – являются универсальной навеской, входящей в комплектацию мотоблока. Их монтируют на ведущую ось вместо колес с учетом правого и левого исполнения. Рыхление производится без поворота пластов грунта.
Фреза
Ширина захвата зависит от количества закрепленных фрез: 350мм; 600мм; 800 мм, диаметр фрез — 310 мм.
Пневматические колеса
Пневматические колеса с глубоким протектором навешивают при эксплуатации с навесными агрегатами и транспортировании самого мотоблока.
Пневматические колеса диаметром 41 см
С применением расширительных втулок можно увеличить дорожный просвет от 110 до 120 мм, соответственно устанавливают колеса диаметром 390-410 мм.
Техника безопасности при вспашке грунта
При эксплуатации мотокультиватора обязательно нужно соблюдать несложную технику безопасности:
- Приступать к работе можно после комплексного ознакомления с инструкцией;
- Управление агрегатом нельзя доверять детям или людям, которые не имеют первоначальных навыков обращения с такой техникой;
- Возле агрегата не должны находиться другие люди и животные;
- Нужно держать на безопасном расстоянии ноги и руки от вращающихся деталей;
- Вспахивать следует в специальной одежде или закрытой обуви и брюках;
- Не рекомендовано одновременно держать ручки переднего и заднего хода, одна должна быть опущена.
Мотокультиватором Крот легко и быстро обрабатывается большие площади. Простые рекомендации позволят уберечься от несчастных случаев и увеличат срок использования машины.
Вариативность и универсальность мотоблока
Внешне мотоблок напоминает небольшой трактор, и ему, как и его старшему брату, для работы необходимо навесное оборудование, которое позволяет пахать, косить, сеять и собирать урожай. Количество насадок такое больше, что можно найти для любой, даже самой необычной работы. Имеется возможность использовать механизм для копки траншей или сбора яблок, колки дров или погрузочных работ.
Мотоблок – универсальный помощник для владельца земельного участка
Не стоит путать мотоблок с приспособлением, которое называет культиватор. Внешне они похожи, но мотоблок совершеннее и мощнее своего собрата, имеет большую тяговую силу.
Само по себе устройство имеет простое и понятное строение, включающее двигатель внутреннего сгорания, коробку передач, руль и трансмиссию
Статья по теме:
Адаптер и прицеп
Мотоблок «Беларусь» – это устройство на одной оси, оснащенное двумя колесами. Управление агрегатом выполняется руками оператора, который идет сзади. Если работы ведутся на участке большого размера, то они требуют серьезных физических усилий. Отличным решением в данном случае является установка адаптера, который крепится к мотоблоку. Этот элемент заметно облегчает работу оператора.
Еще одним полезным дополнением к мотоблоку является прицеп. Это своеобразная телега или коляска, которую владелец может наполнить собранным урожаем. Мощность агрегата 09Н позволяет транспортировать грузы весом до 500 кг. Прицеп можно использовать для облегчения перевозки. Конструкции современных прицепов разнообразны, можно выбрать любой вариант. Также различается и грузоподъемность устройств.
Советы по монтажу сиденья
Чертежи специальных устройств для мотоблока можно сделать своими руками. Из них вы можете узнать, что крепление для адаптера к оборудованию выполнено при помощи одинарной сцепки, которая сделана из 2 частей. Первая нужна для соединения оборудования, тогда как другая считается регулируемым переходником между приспособлением и подъемным механизмом.
С уступом в 80 сантиметров от переднего угла на специальной раме надо закрепить сиденье. Применять при этой работе необходимо болты. Когда вся система будет сделана полностью, ее нужно проверить на работоспособность.
Создание плуга
Перед созданием такого оборудования придется подготовить чертежи. В них вы сможете указать главные узлы — лемех и отвал.
- Для рабочих деталей стоит взять 3-миллиметровую сталь, однако сначала мастера рекомендуют поработать над съемным лемехом. В виде более качественного материала для него выступит диск, взятый с циркулярной пилы. Если его нет, можно взять рядовую сталь, которая не подвергается специальной обработке.
- Режущей частью будет рабочая деталь косы, которая отбивается на наковальне. Плуг должен быть с отвалом, к его созданию можно перейти после завершения работы с лемехом. В качестве материала для этого можно взять трубу (50 мм), толщина которой будет 5 мм. Заготовку отвала можно сделать, применяя газовый резак. Сначала вырезаем шаблон, на последнем этапе заготовку нужно довести на наковальне, а потом и на точильном станке.
Навесное оборудование для мотоблока своими руками
Иногда нет возможности купить оборудование для мотоблока. Все приведенные виды навесного оборудования можно изготовить собственноручно. Следует рассказать, как достичь результата в этом начинании.
Роторный плуг
Его можно изготовить, используя чертеж и придерживаясь следующих инструкций. Надо подготовить отвал цилиндрической формы. Выставить лемех и ввести клинышки в металлический лист толщиной 3 мм под углом в 45 градусов. Далее:
- соединить лемех с щитком сбоку, при этом лезвие лемеха должно располагаться чуть ниже самого щитка;
- присоединить отвал к лемеху;
- к металлической трубке, выполняющей функцию основания, с помощью сварочного аппарата приварить рабочую половину с лемехом, а с противоположной стороны – крепеж к мотоблоку.
Совет!
По окончании действий выше в нижней полосе можно приварить ось с колесами.
Зубовая борона
Для изготовления нужно сварить решетку, приварить зубцы под углом 90 градусов. В центре сил необходимо приварить цепь, одно из звеньев к решетке, другое – к сцепке. Обязательно нужно проверить крепление. При смещении бороны в сторону переварить цепь.
Фреза гусиные лапки
Эту фрезу изготовить просто. Для изготовления ножей гусиных лапок рессоры автомобиля нарезать одинаковыми кусками треугольной формы, и приварить к стальной трубке – оси. Провести заточку ножей и приварить их к оси. Проверить оборудование в действии. Для этого надо запустить мотоблок. Надо помнить, что ножи при этом не должны касаться земли. В случае его, следует провести настройку оборудования.
Какую бы работу ни пришлось выполнять в огороде, в поле или на лужайке, мотоблок со всем справится, надо только использовать нужное оборудование. Не получается купить – ничего страшного. Навесное оборудование можно сделать собственными руками и гордиться своей навесной конструкцией.
Виды
Выбирая сцепку на мотоблок, стоит принять за основу наиболее подходящий тип детали. Существует несколько видов:
- одинарная/двойная — используется при наличии разных вариантов навесок в зависимости от того, какие используются и в каком количестве;
- усиленная — оптимальная для тяжелых агрегатов; отличительная особенность ее в том, что она массивнее — обладает большей толщиной и длиной, что позволяет дополнительному оборудованию сильнее заглубляться в грунт;
- регулируемая — предусматривающая возможность изменять угол вала, благодаря чему можно регулировать уровень крепления навесного оборудования и за счет этого повышать эффективность работ;
- универсальная сцепка — допускающая агрегацию с несколькими моделями.
Если сцепка к мотоблоку желаемой конструкции отсутствует в продаже или имеются какие-то свои запросы к ней, сделать ее самостоятельно не так уж сложно, поскольку речь идет о достаточно простом приспособлении. Некоторые умельцы, предпочитающие многие «аксессуары» к мотоблоку изготавливать своими руками, делают конструкцию сцепки для прицепа мотоблока «труба в трубе», изготавливают ее из кардана, из крестовины, из других подручных деталей, оставшихся от различных механизмов. Владельцы таких приспособлений отмечают, что изготовить такой узел не составляет особого труда, и делятся своим опытом и чертежами сцепки для мотоблока.
Устройство мотоблока
Мотоблок – на самом деле довольно простое механическое средство. Он состоит из нескольких основных узлов: двигателя, трансмиссии, сцепления, редуктора и вала отбора мощности.
Рассмотрим их более подробно.
Двигатель мотоблока. Современные мотоблоки оснащаются тремя видами двигателей: бензиновым, дизельным или электрическим.
Электрические мотоблоки встречаются редко. Связано это с тем, что их мощность невелика, соответственно функционал их ограничен.
Дизельные мотоблоки являются самыми мощными, но и самыми дорогими. Хотя они наиболее экономичны по сравнению с бензиновыми, кроме того они более надежны. Но все определяет высокая цена – поэтому их тоже не часто встретишь в простом российском хозяйстве.
А вот мотоблоки с бензиновым двигателем – самые распространенные.
Трансмиссия мотоблока. Представляет собой систему узлов, которая предназначена для передачи крутящего момента с двигателя на колеса и рабочий орган мотоблока. Существуют несколько типов трансмиссий, которые устанавливаются на различные типы мотоблоков.
На легкие мотоблоки в основном ставится зубчато-червячная трансмиссия. Она включает в себя два редуктора: зубчатый (верхний) и червячный (нижний). Иногда такие трансмиссии оснащаются валом отбора мощности.
На мотоблоки средней мощности чаще всего устанавливается ременно-зубчато-цепная трансмиссия. В ней вращение двигателя на вал редуктора передается посредством ремня. В то же время вал редуктора через цепь подает вращающий момент на навесное оборудование или колеса.
И, наконец, зубчатая трансмиссия ставится на тяжелые мотоблоки. Ее конструкция во многом схожа с трансмиссией трактора. Благодаря зубчатой трансмиссии мотоблоки имеют несколько скоростей (как вперед, так и назад).
Редуктор
Эта деталь, на которую стоит обратить внимание при выборе и покупке мотоблока. Редуктор непосредственно влияет на надежность и срок эксплуатации “мини-трактора”. Служит он для передачи мощности с вала двигателя на рабочий орган мотоблока.
Предпочтительнее модели с разборным редуктором. Такие редукторы ремонтопригодны. К тому же если из строя выйдет лишь часть агрегата, то ее легко заменить, а не покупать новый мотоблок.
Вал отбора мощности. Данный механизм унаследован мотоблоком от трактора. Этот агрегат необходим для работы навесного оборудования.
Как выбрать и на что обратить внимание
Выбирая мотоблок ориентироваться стоит на несколько важных параметров.
Класс мотоблока
Исходя из того, какие работы будут проводится, выбирается класс устройства. Легкие подойдут для несложных работ в саду или огороде.
ВАЖНО!
Средние и профессиональные модели — отличный вариант для сложных работ, таких как посев, сбор урожая и сена, перекачка воды, уборка снега, перевозка больших грузов и пр.
Тип двигателя
Мотоблоки можно разделить на два вида в зависимости от типа двигателя: бензиновые и дизельные.
Первые отличаются небольшим весом и стоимостью, низким уровнем шума, практически не ощутимой вибрацией руля. К тому же, такие модели не требуют особого ухода и дорогого ремонта, они отлично подходят для домашнего использования.
Дизельные обладают максимальной устойчивостью, высоким уровнем сцепления с землей, надежностью, наличие воздушного или водяного охлаждения.
К тому же, они отлично экономят топливо. Главный их минус — высокая стоимость. Использовать их лучше всего для работы в полях и на больших огородах.
Мощность двигателя
Мощность современных мотоблоков варьируется в пределах 3-9 л. с. Именно этот параметр влияет на производительность машины даже в сложных условиях.
Для работы на небольшом участке в пару соток подойдет модель на 3-4 л. с.
Для более просторных полей в гектар потребуется мотоблок, мощностью 5-6 л. с. Самые мощные модели в 6-9 л. с. — идеальный вариант для работы со сложными почвами и огромными объемами.
Глубина культивирования
Различные модели могут поднимать грунт с глубины 20-35 см. Если плодородный слой составляет 20 см, то более глубокое культивирование может привести к ухудшению состояния почвы и снижения плодородности.
Именно поэтому в таком случае подойдет мотоблок с глубиной культивирования в 20-25 см. В случаях с более толстым грунтом стоит приобрести мотоблок со значениями 30-35 см.
Максимальная ширина обработки
Эта величина обозначает максимальный захват по ширине за один проход аппаратом. Для небольшого огорода будет вполне достаточно значений 60-70 см.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Большие участки требуют моделей с шириной обработки 80-130 см.
Вал отбора мощности
Вал отбора мощности представляет собой элемент мотоблока, благодаря которому к машине можно подсоединить дополнительное навесное оборудование.
Главная функция вала в том, чтобы передать вращения от двигателя на навесное оборудование.
Модели с ВОМ стоит покупать в том случае, если кроме вспашки земли, мотоблок будет использоваться и для других целей (перевозки грузов, уборки снега и мусора, сбора урожая и т. д.).
Производитель двигателя
Не менее важно при покупке обращать внимание и на компанию-производителя. Отдавать предпочтение необходимо стабильным брендам, которые продают свою технику уже много лет и известны как в нашей стране, так по всему миру
Коробка передач
Сегодня большинство моделей полупрофессионального и профессионального класса оснащены механической коробкой передач.
Зачастую мотоблоки имеют несколько скоростей: две передние и одну заднюю, по две в каждую из сторон, или же четыре передний и две задний.
Большое количество скоростей — оптимальный вариант при разнородной почве
Также это важно при перевозке грузов или уборке снега. Задний ход необходим в тех случаях, когда участок слишком стеснен и развернуться на нем сложно
Вес
Для домашнего использования оптимальным вариантом будет агрегат весом 60-80 кг. для обработки целины лучше выбирать модели массой 90-110 кг. Более тяжелые устройства применяют для работы на твердой почве, перевозки больших габаритных грузов или сбора большого урожая.
Грунтозацепы
Это одно из самых востребованных оборудований для мотоблоков. Такие специальные устройства представляют собой обычные металлические колеса, дополненные шипованными накладками. Без грунтозацепов невозможно сцепление культиватора с почвой, а значит, и движение по земле. Они выполняют и ряд других важных функций:
- увеличивают вес техники, делая ее более устойчивой;
- обеспечивают дополнительную обработку грунта;
- повышают качество обработки почвы;
- облегчают движение мотоблока в гору по мягкой почве;
- позволяют использовать другое навесное оборудование.
Благодаря грунтозацепам мотоблок способен беспрепятственно передвигаться по любой местности вне зависимости от погодных условий.
Окучники
Это приспособления, предназначенные для окучивания картофеля и других культур, а также для прополки и распашки междурядий. Различают три вида окучников, которые могут навешиваться на мотоблок.
Зубовые. Эти насадки могут быть однорядными и двухрядными. Зубья жестко закрепляются на раме и располагаются четко на оси колес мотоблока. Во время работы зубья пропалывают междурядья, одновременно окучивая землей кусты картофеля или другой культуры. Обычно ширина между зубьями (для двухрядных моделей) составляет 25 – 30 см. Такими насадками преимущественно оснащаются агрегаты мощностью 4 – 6 л. с.
Дисковые. Здесь диски похожего плана, как на дисковой бороне. Такой окучник отлично справляется с сорняком и окидывает землей кусты. Некоторые окучники имеют зазубрины на дисках. Диски с зазубринами хорошо справляются с густым сорняком. Расстояние между дисками может регулироваться в зависимости от ширины грядки.
Роторные. В отличие от двух предыдущих видов окучников, роторные являются активными, то есть для них не нужна сцепка – они устанавливаются вместо колес мотоблока. Отлично рыхлят землю, окучивают грядки и срезают сорняк. Но, на наш взгляд, они менее удобные, так как для их установки нужно снимать колеса, что занимает время.
Зерновая сеялка на мотоблок своими руками
Для того, чтобы создать зерновую (кукурузную) сеялку на мотоблок у себя дома нам понадобятся:
- ходовые колеса (2 шт.);
- старый ящик или листы фанеры для конструирования нового;
- листовая сталь;
- резиновые прокладки;
- валик;
- металлические уголки;
- подшипники, гвозди, шурупы.
Процесс создания самодельной сеялки, подробно описанный в видео ниже, выглядит так:
- выполняем чертежи самоделки или используем готовые;
- свариваем металлический каркас – раму. На переднем колесе она должна принять «П»-образную форму в многорядном варианте;
- проверяем ящик на предмет герметичности (или сбиваем его из фанеры, древесины или др. подручного материала);
- усиливаем его стенки саморезами и уголком;
- внутри емкости вертикально располагаем колесо диаметром, равным ее ширине. Оно будет активироваться валом;
- делаем цепную передачу между передним колесом и валом. В качестве нее можно использовать старую велосипедную цепь;
- в задней части бункера проделываем отверстие, которое будет закрываться колесом с гнездами для зерен определенного калибра. Посредство него семечки попадут в борозду;
- к раме снизу привариваем заостренную пластину для нарезки траншей;
- перпендикулярно ей приспосабливаем пластинку, призванную закрыть будущий посев;
- устанавливаем заднее колесо, которое на финальном этапе уплотнит ряд;
- для навешивания самодельной сеялки лучше взять заводскую исправную сцепку, которая докупается в магазине.
Вариативность и универсальность мотоблока
Внешне мотоблок напоминает небольшой трактор, и ему, как и его старшему брату, для работы необходимо навесное оборудование, которое позволяет пахать, косить, сеять и собирать урожай. Количество насадок такое больше, что можно найти для любой, даже самой необычной работы. Имеется возможность использовать механизм для копки траншей или сбора яблок, колки дров или погрузочных работ.
Не стоит путать мотоблок с приспособлением, которое называет культиватор. Внешне они похожи, но мотоблок совершеннее и мощнее своего собрата, имеет большую тяговую силу.
Статья по теме:
Мотоблоки, какой выбрать.