Декорирование стен и создание панно смальтой — что это такое?

Цветовая гамма

Наиболее правильным выражением по отношению к выбору цветов для смальты будет сказать – бесконечный. В стекло при изготовлении добавляют неорганические красители любого рода, в том числе и люминесцентные, при этом часто сочетают разные соли и оксиды, чтобы получить самые удивительные оттенки. Кроме того, существуют и дополнительные способы обогатить цветовую гамму.

Различают несколько видов смальты.

  • Прозрачная – в состав исходного сырья входят разнообразные калиевые соли. Они придают оттенок материалу, но не влияют на его прозрачность. Секретов здесь множество: так, сера дает яркий синий цвет стекла, а в присутствии солей кадмия, которые сама по себе бесцветны, создает насыщенный желтый.
  • Опаловая или глухая – непрозрачный материал, где в качестве пигментов используют заглушающие вещества, наподобие триоксида сурьмы или оксида олова.
  • Жилистая или пятнистая – ее получают комбинацией исходного сырья разного оттенка. По глубине материала цвет может меняться, причем весьма заметно.
  • Золотая или серебряная – своеобразный триплекс, где между двумя кусочками стекла запрессовывается золотая или серебряная фольга. Цвет смальты определяется толщиной и пробой фольги. Так, раскатанное до прозрачности червонное золото просвечивает зеленым, а золото с добавкой меди становится розовым.

Укладка смальты

Клей для смальты используется по аналогии с мозаикой. Укладка производиться на двухкомпонентный клей с латексной добавкой. Техника полностью совпадает с укладкой мозаики.


Клей для смальты двухкомпонентый, как для мозаики

Ваша фантазия и ваше упорство — вот, что обеспечит результат. Берите все в свои руки и вперед за исполнением вашей мечты, которая позволит создать уют и комфорт вашего жилища. Мозаика из смальты своими руками лучший способ подчеркнуть индивидуальность интерьера вашего дома.

Хотите частичку радуги в своем доме? Тогда смальта — именно то, что вы ищите. Игра света и цвета настолько неповторимая и сказочная, как на фото этой статьи, что переносит в детство. Туда, где краски были ярче, трава зеленее, а море — теплее. Туда, где любят и ждут. Туда, где твой дом.

Что такое панно

Панно – это декоративное монументальное произведение, которое чаще всего используют для оформления свободного участка стены, потолка, фасада здания.

Панно в интерьере гостинойИсточник gazeta-pravo.ru

Панно можно приобрести в специализированном магазине, заказать дизайнеру или художнику, или же сделать своими руками из подручных средств.

Оформление стены своими рукамиИсточник yaplakal.com

Некоторые произведения восхищают своей простотой. Они красивы, уникальны, но сделать их не составит труда даже самому неопытному творцу.

Такой вариант украшения стены каждому под силу, стоит только представить, как можно углубиться в свои мысли и мечты, разглядывая рисунки природы.

Свойства смальты

Смальта обладает высокой прочностью, которая возрастает благодаря добавлению металлических пигментов. Она твердая, не царапается, не трескается от ударов, не разбивается (для колки нужны специальные приспособления).

Прочие характеристики материала:

  1. Стойкость оттенков. Цвет не утрачивает своей яркости, сочности десятилетиями. Он не выгорает под влиянием ультрафиолета, при этом реставрационных работ материал тоже не потребует.
  2. Неподверженность негативному воздействию. Смальта отлично переносит влажность, температурные перепады, не расширяется при нагреве, не портится от замораживания. Это позволяет применять ее даже для наружной отделки, облицовки бассейнов и фонтанов.
  3. Отличные возможности для творчества. Материал реализуется в разных размерах, цветовых вариациях — палитра оттенков действительно обширна. Переливы тонов внутри стекла настолько красивы, что цвет выглядит как живой, невероятно мерцает. Особенно популярной является золотая и серебряная смальта.
  4. Простота монтажа. Материал можно укладывать на ровные и криволинейные поверхности, скрывать им строительные дефекты – он не требует идеального выравнивания основания.
  5. Экологичность. Смальта абсолютна безопасна для человека и окружающей среды, она не содержит вредных компонентов и не вызывает аллергии.

Усложненные варианты панно на стену своими руками из ракушек

Панно, как и художественные картины, могут иметь разнообразные сюжеты. Например, панно из ракушек может изображать пышный букет, который, как видно на фото, будет выглядеть очень реалистично и объемно. Для этого ракушкам лучше придать с помощью красок различные оттенки. Изначально подбираются подходящие по размеру ракушки, из которых формируются бутоны, а затем и серединки. В качестве стеблей можно использовать толстую нить либо ряды бусин.

Морские камушки могут самым удачным образом преобразовать такую картину. На фото мы видим, насколько изящно выглядит панно из ракушек и камней.Если есть желание изобразить на картине какое-либо животное или создать портрет, необходимо позаботиться о достаточном количестве одинаковых по размеру ракушек. Ниже приведены примеры таких работ.

Изготовление картины или панно


Работа выполняется в следующей последовательности:

  1. Выбор рисунка — для выполнения мозаики предпочтительнее взять рисунок с крупными деталями и плоскостями однородного цвета.
  2. Подготовка эскиза — на этом этапе подбираются цвета и рассчитывается количество кусочков. Для удобства можно вырезать детали рисунка из картона и заполнить их фрагментами «на черновую».
  3. Рисунок переводится на поверхность, подготовленную для мозаики. Сделать это проще всего при помощи кальки или подготовленных ранее картонных шаблонов.
  4. Для укладки кусочков мозаики понадобится специальный двухкомпонентный водостойкий клей белого цвета. Подойдет любой из составов для мозаики — например, Keracrete, UHU, Isolastic, Drauf. Если панно будет расположено на дне бассейна, следует выбирать клей на эпоксидной основе, особенно устойчивый к длительному воздействию влаги.
  5. Как закончили класть смальту, работу оставляют сохнуть на сутки, затем выполняют затирку. Для этого используются водостойкие эластичные составы различных цветов. Затирку наносят мягким резиновым шпателем, излишки сразу удаляются влажной тканью.

Если мозаика расположена в водоеме, его можно наполнить водой не ранее, чем через десять дней.

Другие дизайнерские идеи

Самодельный декор в интерьерах – лучший способ найти применение своим творческими задаткам. Заодно скроете дефекты поверхностей или оформите акцентную стенку, обновив дизайн помещения:

Праздничное оформление – оригинальный способ подготовки квартиры к Дню рождения, выписке из роддома. Это может быть напоминание о памятной дате. Фото настенного панно – хороший пример, как это делают настоящие художники и простые любители рукоделия.
Декупаж – популярная техника, в которой обновляют мебель. Те же материалы, включая специальные салфетки с рисунком, используют и для создания необычных панно в этой технике.
Детские панно – отличный способ декорирования личного пространства ребенка

Важное предупреждение – дети все тянут в рот, и это может навредить здоровью. Поэтому тщательно отбирайте материалы для декора комнаты и способы крепления деталей

Наиболее безопасными остаются аппликации из ткани, наглухо зафиксированные стежками.

Новогодние и Рождественские панно – один из способов предвкушения самых любимых праздников. Чтобы в доме воцарилась праздничная атмосфера, используйте подручные материалы:

  • цветную бумагу и картон;
  • фольгу и блестящие ткани;
  • бусины и камешки;
  • мишуру и блестки;
  • шишки и веточки сосны.

К выполнению самодельных панно желательно привлекать детей школьного возраста. Они охотно выполнят посильную часть работы. Предлагаем оценить примеры панно и работы художников-декораторов в разной технике.

Что важно знать начинающему мозаичисту при работе со смальтой?

Первое. Российская смальта выпускается обычно в виде так называемых «блинов» и «блоков»

. Блин — это плоский одноцветный смальтовый овал размерами около 20-30 см на 40-60 см и толщиной 0.5-0.9 см. Блины отлично подходят для самых первых работ — фактически их достаточно поколоть на элементы и можно выкладывать мозаику. Толщина элементов подходит как для прямого, так и для обратного набора.

Блоки — это квадратные или прямоугольные массивы смальты размерами от 15*15 до 25*25 см и толщиной от 0.7 до 3 см. Блоки часто изготавливаются из смеси смальтовых масс разных цветов, что создает уникальные сочетания цветов, полутонов, градиентов во внутренней фактуре блока. Блоки предполагают более сложную предварительную подготовку, для ряда мозаик предпочтительнее не колка, а распил стекла с помощью специальных инструментов. Но блоки создают более интересную цветовую гамму и позволяют использовать материал с разными поверхностями.

В продаже можно встретить и итальянскую смальту, которая обычно выпускается небольшими кубиками от 2*4 до 4*5 см толщиной 1-2 см. Такие заготовки легко колоть на элементы. Но стоимость итальянской смальты в среднем в полтора-два раза выше при отсутствии значительных преимуществ в свойствах и внешнем виде.

Второе. Основной метод получения мозаичных материалов — колка

. Используются для этого пеньки (как для работы стоя, так и для работы сидя), на которых закрепляется специальное металлическое ребро. Заготовка смальты устанавливается на это ребро, сверху прижимается специальным долотом, по которому наносится удар молотком. Разумеется, существуют и более сложные устройства для колки, в том числе механизированные и автоматизированные, но для домашнего творчества их можно рекомендовать уже опытным мозаичистам.

Что нужно иметь в виду? Смальта — стекло. Кромки и ребра получающихся тессер (так называются кусочки — элементы для мозаики) — острые, о них можно порезаться. Поэтому рекомендуется работать в перчатках

Для начинающих мозаичистов особо рекомендуется обращать внимание на возможную траекторию отлета отколовшегося кусочка смальты. И защищать глаза с помощью специальных очков (подойдут самые простые строительные, продающиеся в любых магазинах)

Практический совет — сразу сортировать все элементы по цвету

(и даже по размеру, если замыслено нечто большого размера). Это можно сделать с помощью пластиковых коробок или корзинок, а также использовать любой вторичный материал (коробки из под соков, например). Еще один совет — не выбрасывать и не расстраиваться из-за неровно получившихся элементов. Опытные мастера знают, что даже самый неудачный скол может пригодится если не в этой мозаике, так в следующей.

Для описания возможных поверхностей смальты требуется отдельная статья, однако начинающим матерам надо знать, что у «кубика» тессеры может быть гладкая блестящая поверхность, гладкая матовая поверхность, ровная поверхность распила, ровная и неровная поверхность скола. В зависимости от назначения и художественного замысла использовать можно любые поверхности, получая в результате как гладкую поверхность столешницы, так и неровную играющую бликами поверхность крупноформатного мозаичного панно.

Третье. Прежде чем начинать составлять мозаику, следует выбрать одну из двух базовых техник набора.

Прямой набор

— это выкладка мозаики лицевой стороной вверх, когда прямо в цементный или клеевой состав помещаются тессеры смальты, сразу образуя рисунок. Преимущества прямого набора — сразу видно, что получается, легко заменить одну или несколько тессер. Прямой набор рекомендуется для облицовок непосредственно по месту и для художественных проектов с имитацией живописи.

Обратный набор

— это укладка мозаики лицевой стороной вниз. Набранный рисунок заливается смесью основы, после застывания которой переворачивается и затем подвергается финишной обработке (в зависимости от назначения и конкретной техники это может быть заливка швов, подравнивание краев тессер и т.п.) Преимущества обратного набора — простота получения ровной поверхности мозаики, возможность создания «сборочного модуля» большой мозаики. Обратный набор рекомендуется для любых мозаик, требующих перемещения до объекта и для создания практических мозаик на столешницах, полках и т.п.

Выбор конкретного материала основы зависит от вида мозаики и ее последующего использования. Обычно используются цементные смеси с добавлением песка, причем предпочтительнее использовать чистый кварцевый песок без органических примесей. Но можно создавать мозаики на основах из разных материалов с помощью клеев.

Как сделать стабилизированный мох в домашних условиях

По большому счету, процесс стабилизации растений стабилизированный мох – дело довольно тонкое. На предприятиях такой мох изготавливают двумя способами – химическим и, если можно так выразиться, естественным. Первый способ быстрый и дорогостоящий (он предусматривает целый процесс последовательной обработки растений химическими веществами), а второй вариант долгий, но менее дорогостоящий. Во втором случае растения просто поливают специальным составом, который вытесняет воду, в результате чего они бальзамируются.

Если говорить о домашней технологии, то некоторый подобный эффект можно достичь с помощью глицерина, который разводится с водой в пропорции один к одному. Именно в такой раствор помещаются цветы или мох. Спустя две недели (может чуть больше) глицерин вытесняет воду из мха или какого-либо другого растения, после чего они становятся, так сказать, стабилизированными. Зачастую такая технология приводит к изменению цветовой окраски растения – зеленое становится коричневым и даже чернеет в некоторых местах. Уменьшить такое явление можно, добавляя в раствор глицерина пищевые красители.

В принципе, это все, что касается вопроса, как сделать стабилизированный мох своими руками и вообще что собой представляет этот отделочный материал. Описанный выше вариант самостоятельного изготовления мха, конечно, реальный, но если вы действительно хотите получить долговечные зеленые стены или другие интерьерные элементы, данный материал лучше приобрести. Следует понимать, что так как в лаборатории или на предприятии, дома стабилизированный мох вы не сделаете. Глицерин хорош для консервирования цветов на зиму, но не для изготовления долговременно используемого декоративного материала.

Разновидности

Любой декоративный материал для мозаики предполагает возможность получения широкого спектра стилистических решений. Наделение элементов смальты разными фактурными и текстурными свойствами происходит за счет применения тех или иных технологий обработки стекла. В частности, базовое состояние смальты, которая имеет прозрачный оттенок, достигается за счет огнестойких красителей. Традиционные техники предполагают получение опаловых или глухих фрагментов. В остальных методах обработки получается смальта-камень, наделенная также и высокими показателями прочности. Например, элементы с золотыми и серебряными оттенками формируются благодаря прессовке фольги между разными слоями стекла. Интересен и вариант в виде пятнистой или жилистой смальты. Такое изделие получается благодаря особой термической обработке, после которой в состав вводятся компоненты, наделяющие структуру определенными оттенками.

Цветовая гамма

Наиболее правильным выражением по отношению к выбору цветов для смальты будет сказать – бесконечный. В стекло при изготовлении добавляют неорганические красители любого рода, в том числе и люминесцентные, при этом часто сочетают разные соли и оксиды, чтобы получить самые удивительные оттенки. Кроме того, существуют и дополнительные способы обогатить цветовую гамму.

Различают несколько видов смальты.

  • Прозрачная – в состав исходного сырья входят разнообразные калиевые соли. Они придают оттенок материалу, но не влияют на его прозрачность. Секретов здесь множество: так, сера дает яркий синий цвет стекла, а в присутствии солей кадмия, которые сама по себе бесцветны, создает насыщенный желтый.
  • Опаловая или глухая – непрозрачный материал, где в качестве пигментов используют заглушающие вещества, наподобие триоксида сурьмы или оксида олова.
  • Жилистая или пятнистая – ее получают комбинацией исходного сырья разного оттенка. По глубине материала цвет может меняться, причем весьма заметно.
  • Золотая или серебряная – своеобразный триплекс, где между двумя кусочками стекла запрессовывается золотая или серебряная фольга. Цвет смальты определяется толщиной и пробой фольги. Так, раскатанное до прозрачности червонное золото просвечивает зеленым, а золото с добавкой меди становится розовым.

Что можно украсить с помощью мозаики?

1. Декорировать плитку в санузле, ванной комнате, сауне, бассейне. Причем мозаику можно как внедрять небольшими вставками в
плитку, так и заменять отдельные плитки небольшими мозаичными декорами. Следует иметь в виду, что поверхности, которые имеют контакт с
человеческими телом, должны быть отшлифованы, чтобы не оставалось шероховатостей.

2. Декорировать мебель. Надоел скучный столик? Попробуйте преобразить его с помощью мозаичной столешницы. Слишком уныла дверца шкафа?
Добавьте ей красок с помощью мозаичного узора. Необходимость финишной шлифовки мозаики здесь также актуальна.

3. Украсить вазу, цветочный горшок. Это скорее подойдет для ландшафтного дизайна. Чем покупать и городить в саду нелепые и уродливые пластиковые фигуры, куда наряднее и изысканнее украсить сад эксклюзивной собственноручной мозаикой. Смальтовые мозаики хорошо держатся
на керамике и не боятся сырости и морозов (необходимо, конечно, еще и правильно подобрать или сделать строительную смесь).

4. Создать художественное панно. Это проще всего, и готовое изделие можно использовать практически где угодно. Мозаики не боятся
солнечного света, поэтому их без опасения можно размещать на солнечных стенах как внутри, так и снаружи дома.

Творческих вам успехов!

Олег Смолин, март 2011

Статья предоставлена порталом Smalta.ru – История стекла и смальты, история великих мозаик прошлого, география мозаик, музеи и магазин смальты в одном проекте, посвященном смальте и мозаике.

Следующая страница: Как сделать раскладку керамической плитки.

   
• Главная  
• Дом и дача   • Смальта. Советы начинающему мозаичисту  

Как же производится смальта?

Перечень инструмента:

  • Колун (это стол или бревно на котором в середине размещено зубило);
  • Молоток;
  • Кусачки;
  • Перчатки;
  • Очки.

Изготовление смальты в домашних условиях допускается при условии, что комната, в которой производится колка имеет ограниченный вход, дети могут легко пораниться даже от крошки материала.

При изготовлении смальты используют только окиси металлов (искусственные красители недопустимы при производстве). Разнообразие цвета обеспечивается различной концентрацией окисей металлов или их сочетанием.

Самый дорогой вариант — золотая смальта, в ее изготовлении действительно используется настоящее сусальное золото. Однако имейте ввиду, что можно встретить подделку и со временем такой материал позеленеет от влаги из окружающей среды.

Материал

Что касается подготовки материала, то ракушки для наборной мозаики следует отсортировать по размеру и по цвету. Где-то что-то подкрасить, если требуется.

Песок нужно несколько раз прокипятить (по стакану-два за раз, не больше), пока вода под ним не станет почти прозрачной. Затем его надо будет прокалить в духовке и несколько раз просеять сквозь сита с различной ячеей, чтобы разделить на фракции.

Раковины же очищают по-разному. Крупные и темные — периостракумом с соляной кислотой, с использованием мягкой кисти им скребка для перламутра. Как только процесс чистки закончен, обработанные раковины помещают в раствор пищевой соды (2 ч л на 1 л). А потом вымачивают их несколько часов, периодически меняя воду.

Мелкие ракушки чистят, замачивая в растворе уксуса (кислота, разбавленная водой вдвое), а потом, если тонирования никакого не требуется, нейтрализуют кислоту щелочью и промывают материал проточной водой в большом количестве.

Тонирование осуществляется с использованием анилиновых красителей.

Гораздо проще готовится материал для насыпных ракушечных мозаик. Здесь ничего не придется сортировать, достаточно будет разложить ракушки по оттенкам (да и то примерно). И растолочь более-менее мелко. А далее просто сыпать крошку слоем по свежему клею, равномерно распределяя и поправляя получающийся рисунок пальцами. Окончательный вариант отдельных фрагментов панно придавливается специальными дощечками.

Что касается клеящего состава, лучше использовать под крошку силиконовый, быстросохнущий.

Белый и красный

Необычная смальта, сочетающая в себе чистые белые и благородные красные цвета. Смесь двух стекольных масс при производстве смальты не была размешана в некий усредненный цвет, а была лишь перемешана для получения красивой и необычной внутренней структуры блока, представляющей собой тонко-слоистые, «тигровые» полосы белого и красного.

Хотя такую «полосатую внутри» смальту сложно представить себе в традиционных пейзажных композициях, иконах или мозаичных копиях известных картин, у нее богатые декоративные возможности для создания красивых предметов интерьера или стилистических орнаментов в мозаичных панно. Яркие насыщенные цвета красивы сочетанием друг с другом и эффектом сияния изнутри. При распиле блока или аккуратном расколе возможно также получения элементов с симметричным рисунком, что можно интересно использовать при наборе фона или выкладке каких-либо деталей рисунка необычными двуцветными мозаичными кубиками.

Особенности и достоинства

Образцы смальты доходят к нам с V века до нашей эры, не изменив свой колорит. Прекрасный материал пришелся по вкусу мастерам древней Византии – они довели его до совершенства. На Руси смальта обосновалась с ХI столетия. Ее применяли для украшения христианских храмов. Со временем для этих целей стали использовать фрески, а смальту незаслуженно забыли на шесть веков. Ученый и художник Михаил Ломоносов возродил в России удивительное искусство мозаичных смальтовых изделий. В XIX веке для Исаакиевского собора создали мозаичное панно на площади 600 кв м.

Исключая современные технологии, выполнение мозаики из смальты остается кропотливой ручной работой, требующей аккуратности, внимания и терпения. Цветовые возможности изделия на производстве засекречены. Однако, даже досконально соблюдая рецепт, каждый раз получается разный продукт. Неоднородность материала, сочетание матовых, прозрачных и полупрозрачных слоев, приводит к удивительному внутреннему свечению.

Тессеры смальты не имеют одинаковых форм и размеров, как это бывает в мозаиках из других материалов. В создании панно применяются маленькие и большие сколы разных геометрических пропорций. Это могут быть детали с неровными и острыми краями. Если изделие выполняется большими элементами, то его неполированная поверхность своеобразно преломляет свет, насыщая изображение неожиданными оттенками. Мозаичное панно, созданное из мелких полированных деталей, по своим художественным качествам не уступают лучшим образцам живописи.

Виды мозаики

Современные искусствоведы выделяют несколько видов смальтовой мозаики. Основой для классификации служат особенности выкладки тессеров – кусочков стекла. Выделяют несколько разновидностей такой отделки.

Византийская

Византийская мозаика – традиционный и самый древний тип, при котором осколки подбираются приблизительно одинаковых геометрических форм и размеров. Кусочки смальты укладываются максимально близко друг к другу, а промежутки заполняются специальной затиркой.

Флорентийская

Флорентийская мозаика по технике укладки мало чем отличается от предыдущего типа, однако готовые полотна представляют собой завершенный сюжет. Тессеры здесь могут быть разных форм и размеров.

Инкрустация

Этот вид предполагает выкладку мозаики на полотно, отличающееся по материалу и фактуре (например, врезка смальты в дерево).

Маркетри

Маркетри – современный вид смальтовой мозаики на стекле или металле. Как пример – оформление предметов интерьера (стеклянный столик с мозаикой на столешнице, декорирование входной двери).

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий