Факторы риска
Как и при любой другой работе с техническими приборами, следует строго придерживаться правил безопасности. Какие неприятности могут подстерегать мастера, принявшего решение о самостоятельном демонтаже кондиционера, рассмотрим ниже.
Итак, чего опасаться:
- Прежде всего, следует помнить о возможности попадания пыли и влаги в камеру испарения – это не должно произойти ни в коем случае
- Кондиционеры, заполненные хладагентом, транспортировке не подлежат, поскольку в процессе перевозки наружный заполненный фреоном блок может просто-напросто взорваться
- Конструкционный насос, к сожалению, не рассчитан на длительную беспрерывную работу – так, противодавление через достаточно короткий промежуток времени может превысить допустимые показатели, и агрегат будет сломан
- Нельзя ни в коем случае самостоятельно отвинчивать накидные гайки со штуцеров – обратное станет причиной покупки нового кондиционера
- В процессе осуществления транспортировочной процедуры необходимо внимательно относиться к торчащим концам труб – снова же, их поломка приведет к необратимым для прибора негативным техническим последствиям
- Если вы пользуетесь каким-либо самодельным инструментом, работая с защелками, сломать их очень просто, а также существует вероятность непроизвольно нанести вред испарителю
Самый лучший кондиционер теоретически может работать на протяжении не более 10 лет. По факту, на практике оказалось, что полный износ наступает уже на шестом году его эксплуатации. Возможно, в случае переезда либо продажи помещения оставить охлаждающую систему его новому владельцу, а самому приобрести новый агрегат – и возни с демонтажом меньше, и стимул приобрести новый более технически совершенный прибор появляется.
Подготовка кондиционера
Прежде чем начать демонтаж, требуется провести подготовительный этап. Предварительно стоит оценить, можно ли провести работу из окна или балкона. Если нет – стоит обзавестись оборудованием для промышленного альпинизма.
К другим факторам подготовки причисляют:
- Присутствие помощника. Самому с такой проблемой не справиться.
- Наличие манометра.
- Подготовка необходимых инструментов: набор гаечных и шестигранных ключей, крестообразная отвертка, торцевой и газовый ключ, заглушки и труборез.
Общие рекомендации:
- Знакомство с инструкцией производителя кондиционера.
- Перекрытие каналов, подающих фреон.
- Оценка состояния уровня хладагента при включенном аппарате.
- Отсоединение электропитания.
После проведенных шагов можно начинать поэтапный демонтаж сплит-системы.
Спуск фреона
Перед удалением обеих модулей необходимо спустить фреон.
Есть всего два варианта сохранить объем фреона при демонтаже оборудования самому:
- Применение компрессора аппарата при перетекании хладагента во внешнюю часть.
- Второй вариант заключается в сборе хладагента в двухвентильный баллон. Применяют при ситуациях, когда эксплуатация компрессора невозможна. Например – отрицательная внешняя температура.
Выполнив это условие, переходим к механической разборке устройства.
Что потребуется для самостоятельного монтажа
Вы, наверное, в курсе, сколько стоит установка кондиционера специалистами. При вопросе откуда такие цены, ведь работы всего на 3 часа, отвечают, что очень дорогое оборудование и его амортизация составляет значительную долю стоимости. Возможно, это и так, но большая часть этого оборудования может уже быть в хозяйстве. Исключение — вакуумный насос, но многие бригады обходятся без него, так как стоит нормальный действительно много, а от плохого никакого толку.
При монтаже важно соблюдать горизонтальность установки блоков. Для этого нужен хороший строительный уровень
Оборудование
Итак, для установки кондиционера своими руками потребуется следующее оборудование:
- Перфоратор, чтобы проделать дырку в наружной стене, в которую прокладывают коммуникации, связывающие внутренний и наружный блоки.
- Дрель для установки крепежа с набором сверл разного диаметра.
- Труборез для разрезания медных труб и риммер для удаления заусенец (можно обойтись напильником/натфилем и наждачной бумагой).
- Развальцовщик для медных труб.
Устройство для развальцовки труб
Для идеальной установки необходим вакуумный насос, но обычно взять его негде и на трассах до 6 метров обходятся без него.
Материалы
Для соединения и установки двух блоков сплит-систем нужны будут следующие расходные материалы:
Кабель для подключения питания и для соединения блоков. Марка и параметры кабеля зависят от производителей и указываются обычно в паспорте в инструкции по установке. Обычно это 4-х жильный кабель с сечением 2 мм2 или 2,5 мм2. Длина кабеля равна длине трассы с небольшим запасом.
Медные толстостенные бесшовные трубы (не водопроводные, а специальные для систем охлаждения и кондиционирования). Трубы потребуются двух диаметров — большего и меньшего. Конкретные цифры будут указаны в мануале, длина каждого отрезка равна длине трассы плюс 20-30 см на запас
Еще раз обращаем внимание, что медные трубы не водопроводные, а для холодильной промышленности. В них другая медь — более мягкая, которая хорошо развальцуется и сможет обеспечить требуемую герметичность
Транспортировать и хранить медные трубки надо с заглушенными краями — для исключения попадания туда пыли
Это очень важно.
Медные трубы нужны специальные, с толстой стенкой, бесшовные из мягкой меди
Утеплитель для труб из технического каучука. Есть темно-серого или черного цвета
Цвет на качестве не отражается, поставляется в отрезках по два метра. Требуемая длина — равна длине трассы. Нужен утеплитель под оба диаметра труб — больший и меньший.
Дренажная трубка. Специалисты советуют ставить специальный гофрированный шланг с пластиковой спиралью внутри. При самостоятельной установке его часто заменяют полипропиленовой трубой. Длина дренажной трубки — длина трассы плюс 80 см.
Два L-образных кронштейна для крепления наружного блока. Их размер должен соответствовать габаритам блока, а несущая способность должны превышать его массу в в 4-5 раз. Этот запас необходим для компенсации ветровых и снеговых нагрузок. Желательно их покупать в фирмах, торгующих комплектующими для кондиционеров. Обычные кронштейны могут оказаться ненадежными.
Кронштейны для кондиционеров должны выдерживать большую нагрузку — в 3-4 раза превышающую массу наружного блока
- Болты, анкера, дюбеля. Тип, размеры и количество зависят от типа кронштейнов и монтажной пластины для внутреннего блока, а также от типа стен, на которые монтируется кондиционер.
- Пластиковый короб 60*80 см — для того чтобы можно было закрыть проложенные коммуникации.
Это все, что необходимо для установки кондиционера своими руками.
Демонтаж кондиционера
По отдельным сведениям, вес наружного блока начинается с 25 кг и доходит до 130. Солидно… Снять подобную громадину нелегко. Возможно, поможет автовышка, хотя заказ машины в столице представляет сложности. 130 кг – не вес для двух средних мужчин. Лебедка станет годным решением. При установке попросите проектировщика включить в план средства для съема блока.
Это минимум два крюка, способные выдержать вес с большим запасом. Как действовать? Пара людей приподнимает (за свои канаты тянут изделие), требуется третий человек, чуть оттянет внешний блок от стены.
Лучше воспользоваться лебедкой. Вещь стоит 5000 рублей, способна поднять 5 тонн груза. Для большей безопасности необходимы две. Сгодится лебедка автомобильная. Даже квадроцикл такой оборудуется. В последнем случае осторожнее, не переверните транспортное средство, весящее немного.
Ручная лебедка часто снабжается шнуром 20 метров (за 5000 рублей). Грузоподъемность варьируется, всегда больше тонны. За что зацепить второе ухо. Устройство чаще находится в центре троса. Потребуется опора. Помимо крюков над внешним блоком кондиционера в проекте следует предусмотреть крепления для лебедки. В этом случае демонтаж не отнимет массу сил.
Когда внешний блок прямо под окном, втянуть ящик при помощи лебедки не слишком сложно, если упросить соседей выше зацепить лебедку. Вариант пройдет и с использованием дефлекторов на крыше. Разумеется, строения предусматриваются прочными, чтобы понести новую нагрузку. Современными методами демонтаж наружного блока кондиционер выводит из строя. Корпус зацепляется тросом, под углом 45 градусов тянут вручную или транспортным средством. Внешний блок кондиционера падает, гнется обшивка. Оборудование приходит в негодность.
Просите у фирмы, выполняющей проект, чтобы кронштейны для крепления разместили над окном. Причем так, чтобы по вертикали проходил в раму.
Демонтаж кондиционера с сохранением фреона своими руками
Если демонтировать кондиционер с сохранением хладагента, необходимо действовать по заданному алгоритму:
- Штуцер с ниппелем освобождаются от защитных элементов.
- Конденсатор устанавливается на холодное значение.
- Через 15 мин. следует перекрыть клапан, который регулирует жидкостный штуцер. В результате хладагент больше не попадает в испаритель.
- Отследить уровень давления, используя манометр.
- По достижении показаний в 1 Мпа необходимо закрутить клапан, регулирующий газовый штуцер. Эту операцию осуществляют шестигранником. Здесь не обойтись без помощника.
- Указанные значения манометра свидетельствуют о перетекании хладагента в конденсатор. Трубопроводы и компрессор при этом наполняются техническим вакуумом.
5 Возможные проблемы
Чтобы понять, как демонтировать кондиционер своими руками, нужно знать, с какими проблемами придется столкнуться. Заключаются они в следующем:
В процессе работы может произойти утечка хладагента. Начнется его улетучивание в атмосферу. Это приведет к необходимости внеочередной заправки агрегата. Лучше такого не допускать. Нужно провести демонтаж так, чтобы вещество осталось в системе.
Попадание в хладагент воды приведет к тому, что в испарителе жидкость замерзнет. Твердые кусочки льда приведут в негодность компрессор. Чтобы такого не произошло, нельзя работать в дождливое время.
Расположенный с внешней стороны стены наружный блок при демонтаже может упасть. Чтобы устранить риск такой неприятности, работу следует проводить с помощником.
Нельзя допускать повреждение элементов конструкции. Через трещину начнет улетучиваться фреон или внутрь попадет грязь
Поэтому в работе следует соблюдать аккуратность.
Следует проявлять осторожность при отключении от патрубков магистралей. На них припаяны сгоны с резьбой, которые можно сорвать.
При отключении проводов следует записать их расположение
Это пригодится при обратном монтаже.
Не обрезать коротко дренажную трубку, через которую выходит конденсат.
https://youtube.com/watch?v=uu0KsaTfYV4
Ошибки при демонтаже сплит-системы
Для чего может понадобиться демонтаж сплит-системы? Причины могут быть абсолютно разными, например:
- Люди переезжают с одного места жительства на другое,
- В квартире намечается ремонт и необходимо убрать технику из комнаты, чтобы она не мешала проведению отделочных работ.
- Оборудование поломалось и нуждается в ремонте, либо профилактике.
Ни в коем случае не приступайте к этой сложной процедуре, не узнав предварительно, как правильно это сделать. Например, по незнанию вы можете открутить штуцера там, где они соединяют блок и медные трубки. В этом случае весь хладагент просто выйдет из системы. И тогда придется повторно заправлять кондиционер фреоном, а это дополнительные расходы.
Если допустить ошибки при деинсталляции климатической системы, то в будущем это может негативно сказаться на сроке эксплуатации кондиционера. А иногда это может привести к тому, что оборудование придет в негодность и его придется либо серьезно ремонтировать, либо полностью менять.
Любые нарушения в технологии работ по отключению системы могут привести к утечке фреона. Это вещество находится под большим давлением внутри фреоновой магистрали
Если при неосторожном обращении с устройством допустить появление микротрещин в теплообменнике, то внутрь может попасть воздух или влага. Такое упущение скажется негативно на работе компрессора кондиционера, приведя к его поломке
Деинсталляция оборудования кондиционирования, прошедшая с нарушениями, может привести к тому, что на новом месте устройство проработает очень недолго. Для того чтобы не наделать ошибок, вам понадобится инструкция к кондиционеру. Там должно быть указано, как его правильно демонтировать. Что касается практических рекомендаций, то они будут даны ниже.
Конструкционные особенности внутреннего блока
Настенные СПЛИТ системы марки LG и других, к числу которых можно отнести Daikin, Mitsubishi,Toshiba, Fujitsu, Ballu, Samsung и Hitachi имеют схожую конструкцию внутреннего модуля. Благодаря этому если знать базовые принципы разборки кондиционера, каждый хозяин вполне может справиться с такой задачей самостоятельно, только для этого следует обозначить главные узлы и детали, из которых состоит такой блок:
Стандартная конструкция настенного кондиционера
- Передняя (лицевая) панель
- Фильтр грубой очистки
- Фильтр тонкой очистки
- Вентилятор
- Испаритель
- Горизонтальные жалюзи
- Индикаторная панель
- Вертикальные жалюзи
Нужно понимать, что правильная разборка заключается в соблюдении определенной последовательности действий, которые позволяют постепенно добраться до тех элементов, которые необходимо очистить. Только аккуратный демонтаж может исключить риск поломки внутренних узлов и модулей, поэтому действовать следует внимательно, не прилагая чрезмерных физических усилий. Из инструментов необходимы несколько фигурных (крестообразных) и прямых (плоских) отверток разного размера, а также несколько шестигранных звездочек.
Перед разборкой следует убедиться в том, что кондиционер выключен от сети! Это очень важно во избежание поражения электрическим током
Особенности снятия внешнего блока своими руками
Так как работы подобные демонтажу кондиционного оборудования, выполнить не так уж легко, то лучше отдельно разобрать подробнее разборку внешнего и внутрикомнатного блока.
Самостоятельное отключение уличного блока осуществляется тем же способом, которым пользуются профессионалы. Вам также могут понадобиться специальное оборудование и инструменты. Возможно, нужно будет приобрести манометрический коллектор, который нужен для корректного демонтажа путей, соединяющих внешний и внутренний блоки, то есть трассы. При этом любая утечка фреона будет полностью исключена. Единственным недостатком является высокая стоимость такого оборудования. Цена его сравнима со стоимостью вывоза профессионального мастера.
Выполнять собственноручно демонтирование уличного блока следует только в том случае, если к нему есть свободный доступ. Не стоит изображать из себя альпиниста, выполняя работы на большой высоте. С этим легко справится профессиональный монтажник-высотник.
Но если к внешнему блоку можно подобраться без особых усилий, то приступайте к отвинчиванию его крепежей.
- Прежде всего, нужно непременно промаркировать клеммы на кабелях питания. Вам еще придется подсоединять устройство в другом месте, и без специальных пометок, разобраться с тем, что куда подключается, будет невозможно.
- К уличному блоку подключены две трассы – одна из них проводит хладагент в систему в жидком состоянии, другая – в виде газа. Чтобы не ошибиться, первое, что нужно сделать, это подсоединить к зажиму наружного блока прибор под названием манометр.
Затем устройство переводят в режим производства холодного воздуха и выжидают около десяти минут. Потом гайку штуцера на трубе для жидкого фреона можно, наконец, закрутить, предварительно сняв его крышку. Внимательно следите за манометром, когда стрелка на нем покажет значение в 1 МПа, необходимо закрутить и другую гайку, которая расположена на штуцере трубы, по которой движется газообразный фреон.
- После того, как все манипуляции выполнены, необходимо очень быстро отключить питательный кабель кондиционера от сети. Теперь можно демонтировать соединительные трубы. Их обычно отрезают при помощи трубореза. При этом нужно учесть, что расстояние до штуцеров не должно быть меньше 20 см. Концы отрезанных таким методом труб, нужно обязательно обработать. Требуется зачеканить и концы труб на внутреннем блоке.
- После того, как устройство будет отключено от электросети, можно удалять крепление внешнего блока и упаковывать его для перевозки.
Разновидности
На заре своего века сплит-кондиционеры выпускались в единственном варианте исполнения: настенный внутренний блок, подвешенный близко к потолку. Сейчас производятся следующие варианты: настенный, кассетный, настенно-потолочный, канальный, колонный и мобильный. Каждая из разновидностей внутреннего блока хороша для одних типов помещений и плоха для других, при этом может похвастаться наличием определённых параметров, каких нет у кондиционеров иного вида исполнения. Покупатель определяется, блок каких габаритов подойдёт для его случая и с помощью какого крепежа и конструкций он его подвесит.
Настенный
Настенный внутренний блок кондиционера появился раньше остальных вариантов. За эти годы он обрёл поистине впечатляющую популярность. Подобный вид ставится исключительно в комнате. Он поглощает тёплый воздух, выдавая вместо него уже охлаждённый. Внешний блок, расположенный на наружной стороне несущей стены, коммутируется с внутренним с помощью проводки и «трассы».
Достоинства настенного блока следующие:
- компактность – решение для небольших комнат;
- очень низкий уровень шума;
- большой набор функций и возможностей в современных и более дорогих моделях (так, некоторые кондиционеры нередко выступают и в качестве ионизатора воздуха);
- дизайн таков, что сам блок органично впишется в интерьер любой комнаты.
Кассетный
В кассетном виде внутренний блок стыкуется с отсеками подвесного потолка «армстронг». Боковины блока легко скрыть, если расстояние между подвесным потолком и перекрытием позволяет это обеспечить. Свободное пространство помещения при этом легко сэкономить – стены свободны. Актуально для помещений с низкими (2,5… 3 м) потолками.
Плюсы:
- эффективное охлаждение воздуха сверху (сразу от потолка);
- переключение режимов работы с помощью дистанционного или настенного пульта;
- сокрытие от посторонних людей;
- повышенная мощность.
Кассетные внутренние блоки – самые эффективные. Они являются обязательным атрибутом ресторанов или кафе, магазинов, офисов или торгово-развлекательных центров. Подойдут для помещений, разделяемых перегородками, где установка кондиционера в каждый такой отсек была бы затратной.
Минусы:
- необходим подвесной потолок;
- сложности при установке в заранее подготовленное место: потолок должен легко разбираться.
Напольно-потолочный
Внутренний блок такого кондиционера ставится горизонтально (на потолке). Вертикальная установка – на стене у пола. Область применения – обширное помещение без подвесного потолка, где производительности настенного блока не хватит. Спрос на такие кондиционеры – у владельцев торговых залов и офисов.
Плюсы:
- высокая холодопроизводительность;
- пригодность для вытянутых, круглых, фигурных комнат;
- комфортная температура по всему помещению;
- отсутствие сквозняков, впоследствии вызывающих у посетителей простуду.
Канальный
Канальные кондиционеры предназначаются для охлаждения целых этажей и зданий либо группы офисов, расположенных рядом, нескольких квартир на одном этаже. Внутренние модули устанавливаются за подвесными потолками или же скрыты на чердаке. Наружу выступают лишь вентиляционные решётки каналов и устройств, разносящих вдуваемый холодный и выдуваемый нагретый воздух. Система каналов сложна.
Достоинства:
- скрытие устройств и каналов от глаз посетителей;
- сообщение с уличным воздухом в моменты, когда охлаждение выключено;
- понижение температуры до комфортных значений сразу в нескольких помещениях.
Недостатки канальной системы охлаждения:
- сложность монтажа, временные затраты;
- неравномерность понижения температуры в разных помещениях.
Колонный аппарат
Колонная система – самая мощная из всех известных. Она применяется в залах и ТРЦ – на сотнях и тысячах квадратных метров территории. Колонный блок ставится в смежном (техническом) помещении.
Минусов такая система также не лишена:
- большая масса колонного модуля;
- сильный холод вблизи кондиционера.
Второй недостаток легко обращается в плюс: в техпомещении организовывается холодильная комната, где скоропортящимся продуктам нужно экстренное охлаждение, для чего кондиционер включается на мощность выше средней и поддерживает температуру около нуля. Излишки холода сбрасываются в общий зал при помощи приточно-вытяжной вентиляции.
Мобильный
Плюс мобильного кондиционера – лёгкость перемещения. Он весит не больше (или немногим больше) пылесоса.
Недостатки:
- пробивание отверстия в наружной стене дома или здания под воздуховод, впрочем, оно реализуется в виде заглушки с теплоизоляцией, закрываемой на зиму;
- хлопоты при сливании конденсата;
- низкая, по сравнению с блоками других типов, производительность.
Снятие внутреннего блока
Перед снятием внутреннего блока обязательно закройте стену под ним защитной плёнкой или наклейте газеты на малярный скотч, иначе при разрезке кожуха фреоновой трассы из него может начать капать грязный конденсат, который испачкает стены.
Подробная видео-инструкция с комментариями специалиста
Все коммуникации и крепления внутреннего блока находятся снизу. Их закрывает продолговатая крышка, которая в зависимости от конструкции снимается различными способами. Часто для этого нужно в специальные отверстия вставить крючки и потянуть их вниз.
Следующий этап — отключение электрических коммуникаций, находящихся в блоке справа под крышкой кондиционера. Перед отключением рекомендуется каждый провод подписать, чтобы в дальнейшем было понятно какой куда вставлять.
Когда проводка в распределительном блоке отключена, нужно вытянуть питающий кабель из-под корпуса кондиционера и за ним последуют все провода из блока. После снятия проводки следует отрезать пластиковую гофру.
Теперь осталось только открутить гайки медной фреоновой трассы
Здесь очень важно скручивать именно гайки, а подходящую к кондиционеру медную трубу надежно фиксировать другим ключом. Труба не должна проворачиваться, иначе её можно скрутить и прийдется нести блок на ремонт
Когда все коммуникации демонтированы, корпус кондиционера лёгким движением поднимается вверх и снимается со своего крепления.
Когда внутренний блок снят, нужно скотчем или изолентой (более эффективный вариант) загерметизировать фреоновые трубы от попадания в них воды и пыли. Все кабеля и другие коммуникации следует надёжно зафиксировать, чтобы они не болтались при транспортировке.
Демонтаж крупногабаритных систем
В отдельную группу следует выделить кондиционеры кассетного типа, которые считаются самыми сложными из устройств систем кондиционирования.
Данные устройства отличаются большими размерами и достаточно большим весом, поэтому к этому процессу желательно привлечь напарника в помощь. И кстати, имейте в виду, что при демонтаже систему придется разгерметизировать. Поэтому после установки на новое место, трубопровод будет нужно продуть, чтобы не было завоздушенности.
Все демонтажные работы начинаются с отключения и перекрытия труб, по которым к устройству подходит фреон. Также необходимо отключить электрику и только потом отключать саму систему.
Для конструкций такого типа предусмотрена запорная арматура, поэтому начинать работы следует именно с ее разборки. Для этого желательно использовать болгарку или гидравлические ножницы, предназначенные для резки металла.
Когда запорная арматура демонтирована, следует снять устройство с креплений, отжав их. Если вы сомневаетесь в правильной последовательности работ по отключению электрики, то вы можете воспользоваться руководством, которое идет в комплекте со всеми сплит системами.
Чем грозит неграмотный демонтаж
На первый взгляд сложно в этом ничего нет и, по мнению многих, стоит лишь открутить несколько болтов с гайками и устройство будет у вас в руках. Но это далеко не так. Кондиционер весьма сложное инженерное устройство, и чтобы работать с ним, необходимо знать его внутреннее устройство и принцип работы. Естественно, что лучше всего с подобной работой справится специалист, но не всегда есть такая возможность. Поэтому разберемся, как производится демонтаж кондиционера своими руками.
Самой главной и важной задачей будет снятие кондиционера со своего места с максимальной аккуратностью и осторожностью, чтобы не допустить вытекания фреона из охлаждающих трубок. Повторная заправка обойдется в немалую сумму. Кроме этого, при демонтировании кондиционера существует большая вероятность попадания атмосферного воздуха во внутренние конструкции, что может привести к окислению металлических частей и коррозии в дальнейшем
Долго такой климатический аппарат не прослужит уже
Кроме этого, при демонтировании кондиционера существует большая вероятность попадания атмосферного воздуха во внутренние конструкции, что может привести к окислению металлических частей и коррозии в дальнейшем. Долго такой климатический аппарат не прослужит уже.
12 Особенности работы в зимнее время
В холодную погоду закачать хладагент в конденсатор практически невозможно: масло сильно густеет, и при попытке подключить кондиционер в данной ситуации, легко может возникнуть неисправность нагнетателя. Эта ситуация не страшна моделям кондиционеров, которые оснащены специальным зимним комплектом. Комплектация включает подогрев картера компрессора и дренажа, а также замедлитель скорости вращения вентилятора.
Если же у вас установлена модель без данной комплектации, то фреон можно перекачать посредством манометрической станции для сбора газа.
Подключение данной станции производится к клапану шредера, подобно манометрическому коллектору.